Как научить ребенка выговаривать звук «Р»?

Введение в проблему

Обычно дети начинают пытаться выговаривать эту букву по-своему примерно в три–четыре года. Думать о том, как научить ребенка говорить букву «р» в этом возрасте, не стоит. Большинство детей уже к пяти–шести годам могут, хоть и с трудом, осилить эту букву, правда, надо помнить, что эти рамки довольно индивидуальны.

Если ребенок уже достиг соответствующего возраста, а некоторые буквы все еще «проглатывает», не стоит бояться и бежать к логопеду, ругать отпрыска и пытаться быстро найти способ, как научить ребенка говорить букву «р». Нужно набраться терпения, начать усердно заниматься с малышом и трудиться над произношением самого трудного звука. Необходимо использовать логопедические упражнения для буквы «р».

Важность упражнений для автоматизации буквы р

Помогающих научить ребенка выговаривать букву р упражнений много. Мы привели лишь несколько примеров. Не стоит забывать и о таких полезных занятиях по развитию речи, как разучивание скороговорок, декламация стихов, пересказ литературных произведений.

После того, как ребенок стал говорить букву р, полезно закрепить навык. Для этого следует выполнять с ребенком специальные упражнения для автоматизации. Они включают произношение прямых слогов со звуком р, потом – слов, словосочетаний и предложений. Например: «Я собираю помидоры на огороде. Ты собираешь помидоры на огороде. Вы… Они…».

Как проводить логопедические занятия с ребенком дома. советы

Занятия должны проходить в игровой форме. Так ребенок не будет настороженно к ним относиться, нервничать и комплексовать.

  • Нельзя чрезмерно настаивать на упражнениях и заставлять ребенка. Занятия должны приносить ему удовольствие. Лишь в этом случае произношение быстро начнет улучшаться.
  • Занятие не должно превышать 15 минут, а артикуляционная гимнастика (разминка) пусть длится не менее 5 минут. Так упражнения принесут наибольшую пользу.
  • Не стоит повторять дыхательные и голосовые упражнения больше 4-5 раз. Дети быстро утомляются, затрачивают больше кислорода, чем обычно, и могут почувствовать головокружение.
  • Ребенок не должен быть простужен (заложенный нос, больное горло), иначе дыхательные упражнения будут выполняться неверно и не принесут пользы.
  • Чтобы усилить эффект от занятий, надо обязательно закреплять навыки в течение дня. Детям будет интересно играть и произносить скороговорки вместе со взрослыми. Делать это можно и дома, и на прогулке.
  • Можно предложить ребенку побыть в роли учителя. Пусть он «научит» любимую игрушку выговаривать букву.
  • Развить речь помогут игры и упражнения для мелкой моторики — лепка, раскрашивание, конструирование букв.
  • Обязательно хвалите малыша. Ему важно ощущать свои достижения.

Логопедическим упражнениям — самое время

Серьезно задуматься о постановке звука Р стоит, если ребенку минуло пять лет, а рычать и мурлыкать «чисто» и раскатисто он к этому моменту так и не научился. В аквариуме у него по-прежнему плавают лыбы, в небо улетают шаиики, а молоко дают коёвы…

Первая консультация у опытного логопеда обогатит вас знаниями, какие именно проблемы существуют у вашего малыша с артикуляционным аппаратом, и какие специфические упражнение вам стоит с ним практиковать. Но помимо особой гимнастики существует и более-менее общий для всех случаев постановки звука Р набор упражнений, который вам тоже предстоит ежедневно выполнять с вашей крохой.

Читайте также:  Капризный ребенок 2, 3, 4, 5 лет - что делать

Как правило, постановка звука Р, как впрочем и других звуков, делится условно на три этапа:

  • сначала вы должны научить ребенка уверенно произносить этот звук изолированно, сам по себе;
  • затем следует освоить уверенное произношение звука в слогах и словах;
  • и только потом тренировать звук в поточной речи, предложениях и скороговорках.

В быту же часто можно наблюдать обратную картину: родители нависают на ребенком, тараторя скороговорки и призывая малыша немедленно повторить сказанное. Увы, но такая тактика почти всегда проигрывает — ребенок пугается и вообще отказывается тренироваться.

Освободить звук р «из-под узды»

Поскольку в статье речь идет именно о «домашних» упражнениях на постановку звука Р у детей, то первым делом не лишним будет напомнить: даже если вы, полные родительской любви и логопедического энтузиазма, решили самостоятельно научить вашего малыша раскатисто рычать не хуже тигренка и без смущения декларировать на семейных утренниках рифмованную историю про укушенного грека, то вам все равно необходима хотя бы одна, первичная, консультация профессионального и опытного логопеда.

Дело в том, что зачастую неспособность правильно произнести звук Р объясняется не столько слабо развитым артикуляционным аппаратом, малоподвижностью языка и подобными проблемами, сколько индивидуальным строением подъязычной связки — так называемой «уздечки». И этот нюанс способен определить только врач.

В большинстве случаев неразвитость «уздечки» (из-за чего язык малыша просто не достает до верхнего нёба, что и затрудняет произношение ряда звуков, в том числе и звука Р) можно нивелировать за счет ежедневных упражнений и специального массажа. Но иногда бывают случаи, когда эту связку необходимо подрезать, чтобы язык приобрел должную амплитуду движения.

Отклонения в звуке «р»

Постановка звука «р» даже при нормальном развитии ребенка может происходить через употребление других, близких по артикуляции или звучанию звуков (зашумление речи). И если проблема р-произношения есть, она становится наиболее актуальной в первом классе.

Одноклассники могут подтрунивать над картавящим или лэ-кающим сверстником. Это довольно неприятно и психологически давит на первоклашку. Но исправить произношение «р» можно в любом возрасте, если для этого нет физиологических ограничений.

При правильном произношении кончик языка вибрирует, а сам язык при этом слегка подвернут кверху. Неправильное произношение «р» может быть очень разным в зависимости от способа подмены звука, который выбрал ребенок:

  • Подмена р=л: [р]ыба=[л]ыба, вы[р]ос=вы[л]ос, саха[р]=саха[л].
  • Подмена р=в: [р]ыба=[в]ыба, вы[р]ос=вы[в]ос, саха[р]=саха[в].
  • Подмена р=г: [р]ыба=[г]ыба, вы[р]ос=вы[г]ос.
  • Подмена р=й: [р]ыба=[й]иба, вы[р]ос=вы[й]ос, саха[р]=саха[й].
  • Подмена р=[__] [р]ыба=[__]ыба, вы[р]ос=вы[__]ос, ко[р]ова=ко[__]ова.
  • Горловой или гортанный [р], свойственный французам и немцам, получается, когда у ребенка при произношении «р» вибрирует мягкое небо или язычок. Похожий на французский звук называют грассирующим.
  • Без вибрации возникает англоязычный звук, характерный для буквы R.
  • Редкие случаи: когда вместо [р] малыш произносит [н] или глубокое [ы], использует вибрацию губ (кучерское «пррр»), создает боковую вибрацию или носовой [р].

Автоматизация звука происходит довольно быстро, а переучивать артикуляционный аппарат придется сложно и длительно. Если около 5 лет ребенок все еще неправильно говорит «р», испытывает трудности в разделении, соединении «р» и других звуков, постарайтесь как можно внимательнее отнестись к чистоте речи своего чада.

Читайте также:  Свечи и мазь Релиф Адванс: полная инструкция по применению при беременности на разных сроках

Поэтому при первых признаках некорректного звучания помогите ребенку справиться с проблемой «рычания». Тем более что в большинстве случаев достаточно выучить несколько упражнений для домашнего применения и периодически уделять им время.

Оттачиваем букву «р» в домашних условиях

К наиболее распространенным и эффективным упражнениям в домашних условиях можно отнести:

  1. Ребенок должен открыть рот, и прижать язычок к верхним зубам и ритмично произносить буку «д». Через несколько секунд упражнение прекращают. Теперь малыш в таком же положении произносит букву на сильном выдохе.
  2. Для следующего упражнения понадобиться обыкновенная соска или специальный шпатель. Кроха, приоткрыв рот произносит букву «л», а родитель во время этого подсовывает соску под язык и проводит по уздечке. Таким образом, начинает непроизвольно получаться буква «р». Такая методика позволяет растянуть уздечку и правильно поставить язык.
  3. Ребенок, широко отодвинув рот, язык отодвигает назад и произносит букву «з», мама во время этого должна с помощью соски двигать подъязычную уздечку. Если упражнение правильно делается, то на выдохе образуется четкий звук «р».

Все упражнения достаточно просты, что позволяет каждому родителю помочь своему ребенку без посторонней помощи.

Речевой слух

Распространенным случаем в проблеме нарушения речевого слуха является подмена фонем «р» на «л». Поэтому при проведении домашнего занятия звук «р» должен чередоваться в словах со звуком «л» в одинаковых позициях (начало, середина и конец слова). Ребенку необходимо на слух научиться различать эти фонемы.

Звучат слова: рука, лак, город, молоко, комар, мел. После отдельной декламации ребенок должен при звуке «р» поднимать руку. При этом слово ему повторять не нужно.

Как видно, решение вопроса, как поставить звук «р» в домашних условиях, требует немалой изобретательности. В проверочный поток можно вплетать и слова с посторонними звуками (кроме «л» и «р»), а также произношение проблемной фонемы в сочетании с согласными звуками (кадр, лавр, разгром и т. п.). Логопедические упражнения на звук «р» здесь направлены на постановку фонемы в сложных сочетаниях:

Д-Р

Сначала длительно произносится «д». Язык представляется парусом, произношение происходит на выдохе. Потом к фонеме присоединяет вибрирующая «р»: драка, дружба, древо. Аналогичное упражнение можно провести с сочетанием с фонемой «т»: труд, троллейбус, трал.

З-Р

Сначала идет длительное произношение «з» («комарик гудит»). При этом кончик языка касается верхних зубов. Затем он быстро двигается по бугоркам неба у зубов («комарик замерз и дрожит»). После такой разминки можно подключить слова с сочетаниями: зрение, зрачок, здравствуйте.

Советы и рекомендации специалистов

Дети – это маленькие непоседы, которые готовы все повторять за своими родителями. Поэтому будет замечательно, если мама или папа на своем примере продемонстрируют сложную букву «р».

Во время логопедических игр нужно родителям находится напротив своего ребенка, чтобы он не только слышал, но и видел, что от него хотят.

Перед началом занятия можно попросить малыша взять свои любимые игрушки, которые будут слушать его достижения. Или рассадить на диване, чтобы ребенок помог им научиться правильно говорить.

Никогда не заставляйте малыша делать не понравившееся ему упражнение. Есть множество других интересных игр, которые также эффективно корректируют речевые особенности.

Читайте также:  Профилактика простудных заболеваний в детских садах. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Для ребенка будет весьма интересно заниматься, если это будет проходить не за партой, а например, на мягком ковре или удобном диване. Летом можно выносить подстилку на улицу и совмещать прогулку на свежем воздухе с полезными развлечениями.

Если мама услышала, что малыш, хоть и нечетко, но уже начал произносить долгожданную букву, то значит пора переходить на слоги. Лучше всего, чтобы буква «р» стояла в начале слова или слога. Так намного легче ребенку будет тренироваться (ра, ро, ры, ру). Далее можно продолжить словами из нескольких букв (рак, рыба, ров).

После этого акцент ставится на произношение буквы «р» в середине слога. В этом случае, родителям потребуется обзавестись терпением, так как малыш не сразу сможет это постичь.

Некоторые родители, столкнувшись с подобной проблемой у ребенка, начинают бить тревогу и бежать по врачам. Однако не стоит пугать малыша, а просто уделить ему несколько минут, и он быстро освоит речевые тонкости и порадует успехами.

Также стоит помнить, что постоянное общение с малышом позволяет ему расширять лексический запас и тренировать произношение. Регулярно читайте книги, учите небольшие стишки, просите кроху чтобы от рассказывал, что делает или во что хочет поиграть.

Никогда не ругайте маленького непоседу, что у него не получается правильно выговорить такую сложную букву. Совместное желание и труд быстро принесут положительные результаты, и малыш уже не будет отставать от своих сверстников.

Упражнения для разминки

Постановка звука Р — это ежедневные тренировки. Каждая из которых начинается с разминки и «разогревания» артикуляционного аппарата. Самые эффективные упражнения для разминки:

Упражнение «Малярная кисть». Малыш должен улыбнуться и приоткрыть рот. Далее, словно кисточкой, он должен «погладить» языком верхнее нёбо — от верхних зубов и максимально глубоко в сторону горла. Повторить упражнение 10-12 раз.

Упражнение «Маятник». Как и в первом случае — нужно улыбнуться, открыть рот. Слегка высунуть язык вперед и покачать им из стороны в сторону — от правого уголка рта к левому и так далее. Около 10-20 раз.

Упражнение «Гармошка». Снова улыбаемся и открываем ротик. Язык прижимаем к верхнему нёбу, словно собираемся произнести мягкий и долгий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот максимально широко, затем закрываем, открываем-закрываем. Около 15-20 раз.

«Чистим зубки». Исходное положение — улыбаемся и открываем ротик. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов слева-направо, словно «подметаем» их. Делаем упражнение 10-15 раз. Затем, не меняя исходного положения, поочередно упираемся язычком в каждый верхний зубик с внутренней стороны, как бы проверяя — на месте ли он.

Упражнение «Комарик». Очень веселое упражнение! Малыш должен открыть рот, а кончик языка выдвинуть за передние зубки. В этом положении попытаться произнести звук «з-з-з», затем сдвинуть язычок обратно, упершись им на этот раз уже в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з».

https://www.youtube.com/watch?v=YP-gZ2A-u2A

Все эти упражнения отлично развивают артикуляционный аппарат, укрепляют мышцы и постепенно растягивают «уздечку». Однако для отработки именно звука «Р» нужны особые постановочные упражнения.

Автор записи: mamaexpert

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.