Тема 9. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 10–11 ДО 14–15 ЛЕТ) / Возрастная психология: конспект лекций

Что делать родителям

Подростковый кризис наступает не сразу. Это длительный постепенный процесс. Родители должны быть готовы к его проявлениям. Нельзя вести себя так, как будто ничего не происходит и все пройдет спонтанно. Уже к десяти годам у некоторых детей могут проявиться сигналы будущего кризиса.

По мнению психологов, если проблемы возникают ближе к концу подросткового возраста, то их течение и проработка осложняются. Внимательные родители могут заметить, что у ребенка произошли некоторые перемены: он с удовольствием общается в среде сверстников, но потерял интерес к семье, дома подолгу молчит и не хочет вступать в контакт с родными.

Важно понять, что кризис несет не только негативные переживания и процессы. Здесь есть позитивная сторона: проявления противоречий, которые вы заметите в поведении ребенка необходимы для раскрытия душевных психических качеств и свойств, для их дальнейшей проработки и гармонизации.

Родителям советуется вооружиться терпением и осознать сложность процессов, происходящих в психике и организме подростка, создать для него благоприятную доверительную атмосферу дома, чтобы он чувствовал, что по-прежнему любим. Мама и папа должны понять, что их ребенок вступил в стадию взросления, и теперь им придется считаться с его новыми взглядами на жизнь.

Задачи возраста

В процессе переходного возраста для благополучной социализации в дальнейшем подростку нужно успешно решить ряд задач. В чем поддержка и помощь родителей будет неоценима. Однако важно помнить, что речь может идти только о сотрудничестве. Итак, что это за задачи возраста.

  1. Принятие своей внешности.
  2. Успешная половая идентификация (усвоение мужской и женской роли, принятой в обществе).
  3. Изменение стиля и форм общения со сверстниками.
  4. Установление нового стиля отношений с родителями (равноправное сотрудничество).
  5. Развитие профессиональных интересов и способностей для дальнейшего профессионального ориентирования в юности.
  6. Принятие и усвоение зрелого поведения, предполагающего ответственность и инициативность.

Если на все эти пункты относительно какого-то подростка на этапе завершения возрастного периода можно ответить утвердительно, то значит, его переходный возраст прошел успешно.

Как преодолеть кризис подросткового возраста?

У подростка на первый план выступает желание как можно скорее выйти на один уровень со взрослыми людьми. На этом этапе следует чутко относиться к потребностям ребенка, учитывая не только его возраст, но и половую принадлежность. В отличие от всех предыдущих возрастных кризисов, подход к воспитанию юноши и девушки должен иметь индивидуальные особенности, хотя существует ряд общих рекомендаций для родителей подростков.

Многим родителям тревожно и грустно сознавать, что их чадо выросло и больше не хочет прижиматься к маминой груди, свешивать ножки с папиной шеи. Грустно потому, что подросток уже не тот милый карапуз, которого можно тискать и нянчить. Возникает острое желание предостеречь, оградить от неприятностей, защитить ребенка от превратностей судьбы. Однако нужно принять этот период и вести себя с подростком соответствующим образом.

Наступает пора окончательно избавиться от попыток продлить методы и способы общения, применяемые к малышам:

  • Сюсюканье;
  • излишняя строгость;
  • категоричные запреты на все без исключения проявления взрослости;
  • навязывание своего мнения со стороны взрослых;
  • насаждение авторитарного управления всеми действиями юноши или девушки;
  • тотальный контроль;
  • неаргументированные доводы в ходе споров.

Необходимо смириться с мыслью, что в семье медленно, но верно появляется еще один взрослый человек со своими желаниями, устремлениями, взглядами на жизнь и на окружающий мир. Его мнение должно быть не просто услышано и принято к сведению — оно должно быть учтено в той или иной ситуации. С этого периода подросток начинает участвовать в обсуждении вопросов бюджета, распределения обязанностей по дому, предстоящих каникул, покупок, в принятии важных для семьи решений.

Читайте также:  Пимафуцин мазь для детей мальчиков

В спорах, конечно же, рождается истина. Только вести беседу с подростком необходимо спокойно, не перебивая, отвечая на не совсем по-взрослому высказанные аргументы не простыми возражениями, а грамотными и неопровержимыми фактами. Доказательства правоты должны быть более чем убедительными, поучительные речи краткими, без оскорбительных слов и унизительных сравнений, а доводы — весомыми и вразумительными.

Притязания молодого человека на самостоятельность порой бывают слишком опасны, могут привести к непредсказуемым последствиям. Однако не нужно выставлять категорические запреты и выдвигать непререкаемые возражения. Нужно вовлечь оппонента в заинтересованное обсуждение сложившейся ситуации и в ходе диалога подвести его к самостоятельному принятию правильного решения.

Челочек остается ребенком до тех пор, пока живы его родители. Но редко кто хочет до седых волос во всем следовать настоятельным советам мам и пап. А они — мамы и папы — просто обязаны оградить своих детей от пожизненной опеки. Постепенное отдаление ребенка от родителей по мере его взросления — это вполне естественное явление.

Когда завершается

Считается, что нормальный возраст для окончания пубертатного периода 14-16 лет. Однако психологи стали замечать, что в современном мире у молодых людей и девушек кризис стал начинаться и заканчиваться гораздо позже, в большинстве случаев уже после достижения совершеннолетия.

Психологи связывают это с тем, что современные стандарты требуют от молодых людей конкурентоспособности в плане образования, на получение которого сейчас уходит гораздо больше времени.

В связи с этим период, когда молодой человек или девушка начинает работать и жить самостоятельно, постоянно отодвигается. Поэтому окончание переходного возраста может приходиться на 17-21 год. Хорошо это или нет, сказать сложно. Хотя можно отметить, что возникновение более позднего периода способствует спокойному или менее конфликтному его протеканию.

Какова формула счастья в доме, где есть подросток? Все просто – достаточно достичь взаимопонимания и взаимоуважения. Бушующие гормоны постепенно утихнут, и перед родителями появится новый, уже взрослый человек, который будет благодарен им за оказанную поддержку.

Кризис может проявляться в виде:

  • независимости;
  • зависимости.

Независимость в отношениях и суждениях выражается в том, что подросток резко начинает отвергать свое окружение и семью, проявляет независимость характера, нарушает общепринятые правила, проявляет своеволие, не считается со мнением взрослых, родителей, игнорирует их требования. Особенно такие симптомы проявляются к 13-15 годам.

Поймите, что ему трудно справиться с эмоциональным потоком и управлять чувствами, детской психике сложно переварить противоречивые переживания. Если вы выберете конфронтационные отношения, это может нарушить его психический фон, что приведет либо к нервному срыву, либо к глухой замкнутости.

Прислушайтесь к «зову души» своего ребенка. Чтение нотаций, поучения, требования такие же, какие вы предъявляли в младшем возрасте сейчас стали непродуктивными и даже вредными. Вместо того, чтобы ухудшить отношения со своим ребенком, постарайтесь выслушать его и поговорить с ним «на равных», серьезно восприняв его доводы и точку зрения.

Другой крайностью кризисного возраста подростка является его склонность к послушанию, стремление все время находиться под опекой взрослых. В силу несовершенства психики и нежелания взрослеть из-за фобий, страха перед трудностями, неуверенности в своей способности принимать самостоятельные решения подросток как бы оттягивает процесс взросления и становится зависимым от родителей. Происходит возврат к детским увлечениям, повторяются детские формы поведения, в поступках и суждениях просматривается инфантилизм.

Читайте также:  Развивающие игрушки для детей от 2 лет

По сути, зависимый тип поведения опаснее независимости, поскольку такой подход приостанавливает процесс развития личности и возрастает вероятность того, что в будущем сформируется инфантильная, зависимая от других слабая личность.

Какова же роль взрослых? Зная о том, что ребенок копирует поведение родителей, постарайтесь быть примером во всем: в отношении к людям, обстоятельствам, трудностях и т.д. Приучайте детей к самостоятельности, не прибегайте к покровительству, пусть подросток сам решает свои проблемы, а вы помогайте советом и психологической поддержкой.

Общение со сверстниками и любовь

Общение со сверстниками – ведущая деятельность подросткового возраста. Родителям нужно смириться, что былое доверие с их ребенком исчезнет. Однако его можно снова заслужить, если поменять тактику взаимодействия и признать в своем чаде равного партнера.

Но общение со сверстниками все же выходит на первый план. Оно выполняет ряд важных функций:

  • передача опыта взросления, обсуждения (особенно актуально для половой сферы);
  • половая идентификация (усвоение ролей, стереотипов, предпочтений, выявление ориентации);
  • психотерапевтическая функция (подросток высвобождает свои душевные переживания);
  • эмансипация от родителей.

Очень важна для подростков влюбленность. Любовь имеет 3 составляющие:

  • платонический,
  • эротический,
  • сексуальный компонент.

Только сочетание всех трех обеспечивает гармонию в отношениях. В подростковом возрасте этого еще не происходит. У мальчиков, как правило, преобладает эротический характер, а у девочек – платонический. Тем не менее через отношения подросток готовится к будущей роли мужа (жены), отца (матери).

Патогенез

Внешние проявления кризиса отражают внутренние, глубинные изменения. Основное психологическое содержание переходного этапа – рефлексивное (оценочное) отношение к собственным возможностям, способностям, навыкам. От оценки учебных способностей подросток переходит к самопознанию. Возникает восприятие себя как «не ребенка».

Представление о взрослости формируется поэтапно. Сначала образ конкретный и выражается самостоятельными, рискованными, противопоставленными другим действиями. Затем происходит осознание границ собственной взрослости, их обусловленность степенью ответственности. Создается способность к рефлексии, восприятию своей личности с оценкой возможностей, способностей, недостатков. Данное новообразование позволяет решить задачу подросткового кризиса – отделиться от семьи, но сохранить гармоничные отношения.

Понятие подросткового возраста

Сразу хочу оговориться, что материал в статье представлен с позиции старых вариантов определения подросткового возраста, а не новых предложений о его продлении до 24 лет (пока, кстати, это в любом случае не утвердили).

Поясню почему. На мой взгляд, психофизиологические изменения первичны, и эти нормы давно были установлены. Другой вопрос, что далеко не все люди проходят своевременно этапы «переключения» от одного возраста к другому. В связи с чем речь должна идти не о смещении границ в возрастной классификации, а о инфантилизме и аномалиях современного поколения.

  • Представители новой теории оперируют идеей того, что современная молодежь поздно заканчивает обучение, но напомню, что поступать в ВУЗ можно в любом возрасте.
  • Еще один аргумент – поздние браки. Но я думаю, что это признак изменения менталитета, стереотипов, гендерной идентификации и, наконец, влияние государственных условий, диктующих необходимость длительной и сложной самореализации перед созданием новой ячейки и новых жизней. Дело не в неготовности выполнять репродуктивную функцию, а в сознательном решении, принятом созревшим человеком.

То есть я считаю, что современные ученые предлагают менять отношение к ситуации и перетрактовать ее в норму, а не решать наблюдаемые в обществе проблемы.

Но хватит лирики. Поговорим о том, что такое подростковый возраст в устоявшейся теории психологии, которая пока и остается ведущей.

Дословно этот период трактуется как «превращаться во взрослого». Подростковым возрастом принято называть этап жизни между 10 и 17 годами. При этом выделяют:

  • ранний подростковый возраст (10-14);
  • старший подростковый возраст (15-17).
Читайте также:  Таблица размеров плода по неделям беременности на УЗИ: нормы фетометрии головы и тела

Однако иногда старший возраст относят к раннему юношескому. Всемирная организация здравоохранения вовсе считает подростковым возраст периодом от 10 до 20 лет. Таким образом, в среднем подростковый возраст длится от 10 до 15 лет.

Причины возникновения кризиса подросткового возраста

К основным причинам изменения поведения ребенка во время подросткового возраста относятся следующие:

  • Физиологическая;
  • интеллектуальная;
  • социальная.

Физиологические особенности организма непосредственно влияют на проявление кризиса подросткового возраста. Женский организм начинает созревать на 2-3 года раньше мужского, поэтому родителям девочки стоит приглядеться к ее поступкам уже в возрасте 11-12 лет, тогда как у мальчиков физиологические изменения начинают происходить в 13-14 лет.

Интеллект в подростковом возрасте развивается намного быстрее, чем в первые 10 лет жизни ребенка. Это влечет за собой некоторое ослабление контроля со стороны взрослых, необходимость самостоятельных действий, перемещений, расширения круга общения. Учеба в школе или колледже требует от учащегося средних и старших классов выполнения более сложных заданий, большого количества лабораторных и практических работ, меньшего участия родителей в образовательном процессе. Это создает довольно сильное давление на еще не совсем окрепшую психику подростка.

Недостаточная социальная свобода также оказывает пагубное влияние на поведение и эмоциональное состояние старшеклассников. Вынужденная материальная зависимость от старшего поколения раздражает, поэтому подростки часто устраивают бунты, когда им ограничивают свободу выбора и действий. Чтобы утвердиться в своих правах перед окружающими, тинейджеры зачастую стремятся проявить ложную взрослость — это часто приводит к курению, употреблению алкоголя, побегам из дома, а в более сложных случаях — к наркомании, проституции и другим негативным последствиям.

Список литературных источников

  1. М. Аксюта, Т. Сандлер «Почему одни подростки трудны, а другие — нет. Воспитание с помощью окружения».
  2. Д. Бокум, Г. Крайг «Психология развития».
  3. А. Булгаков «Наши неуправляемые подростки», 2008.
  4. Л. С. Выготский «Психология развития человека».
  5. Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребенком.
  6. Н. Ю. Дмитриева «Кризисы детского возраста. Воспитание подростков»: моногр.
  7. М. Омарова «Особенности самосознания подростков», 2020.
  8. Полунина Н. В. Состояние здоровья детей в современной России и способы его улучшения / Н. В. Полунина // Вестник Росздравнадзора. — 2020. — № 5.
  9. Садовников Е. С., Гуляихин В. Н., Андрющенко Е. О. Здоровый образ жизни молодёжи: механизм мыследеятельности в системе заботы о себе».
  10. Ф. Райс «Психология подросткового возраста», 2020.
  11. Т. Роберт, Дж. Байярд. «Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей», 2020.
  12. Юрченко, И. В. Подростковая агрессия, 2020.

Факты, подтверждённые исследованием

Лев Семёнович Выготский, советский психолог, внёсший огромный вклад в возрастную и педагогическую психологию, в своих исследованиях отметил, что:

  • у 20% подростков негативизм имеет ярко выраженный характер, он затрагивает все сферы взаимодействия ребёнка с родителями, другими взрослыми и некоторыми сверстниками. Имеет цикличный характер, подросток может на период до двух недель полностью выпадать из продуктивного, адекватного функционирования со своей семьёй, становится возбудимым или, наоборот, скудным на эмоции, недоступен никаким уговорам старших. Потом острота негативизма спадает, но через некоторое время снова возвращается;
  • 20% подростков не проявляют признаков негативизма;
  • 60% подростков являются «потенциальными негативистами». Их негативизм затрагивает только определенные сферы, чаще всего он проявляется при конфликтах со взрослыми или при конфликтах со сверстниками в школе или компании. Таких подростков большинство, но, как известно, конфликтов избежать полностью невозможно. А это значит, что такого ребёнка следует обучать методам продуктивного выхода из конфликта, учить безопасно для других злиться, учить правильно реагировать и эмоционально выдерживать злость других окружающих людей.

Автор записи: mamaexpert

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.