Помогите срочно дою 4 балов Задание 1.Составьте сравнительную таблицу для условных и безусловных рефлексов. Обязательные пункты для сравнения: врожденность, способность меняться (возникать и угасать), биологическое значение.Задание 2.Напишите краткое сообщение об опытах И.П. Павлова, касающихся его исследований условных рефлексов.Задание 3.Дайте определения следующим понятиям: сон, внимание, память. Напишите об одном из этих явлений краткое сообщение.

Содержание:

Что такое рефлексы и какие они бывают

Рефлексом называют ответную реакцию живого организма проходящую с участием ЦНС (центральной нервной системы) на какое-либо воздействие.

В зависимости от типа образования или биологической значимости рефлексы новорожденных и грудных детей разделяются на группы.

1 период – предпаралитический(5-7 дней)


Протекает
внезапно, с высокой температурой,
симптомы простудного заболевания,
рвота, появляются боли в руках и ногах,
мучительные головные боли, судороги,
сонливость, выбухание родничков.

Энурез

Энурез
– ночное недержание мочи. Это расстройство
наблюдается в раннем дошкольном возрасте,
реже – у школьников и подростков. Чаще
ночное недержание мочи возникает у
детей с невротическими явлениями, когда
с большим трудом вырабатывается условный
рефлекс, который является следствием
длительного воспитания и лежит в основе
произвольной регуляции акта мочеиспускания.

Возникновению
энуреза способствует позднее засыпание,
большое количество выпитой на ночь
жидкости, холод в помещении, где спит
ребёнок. В начале болезни ребёнок
мочиться 1-2 раза, затем – 4 раза и больше.

Дети
с ночным недержанием мочи часто вялы,
апатичны, стыдятся своего состояния,
скрывают его, боятся насмешек товарищей,
упреков взрослых. У них отмечается
глубокий сон, из которого их трудно
вывести.

33.Неврозы
общие, причины, клинические проявления.

Автоматическая походка или рефлекс опоры

Новорожденные ходить еще не умеют, но могут отталкиваться от опоры и делать некоординированные движения ногами, чем-то напоминающие походку. Если взять младенца на руки вертикально и приподнять его над поверхностью так, чтобы стопы немного с ней соприкасались, то ребенок может опираться на полную стопу и согнет ноги в коленях. Держа ребенка таким образом и наклонив его немного вперед, можно увидеть, как он старается вышагивать, попеременно подгибая ножки.

Автоматическая походка в норме наблюдается до трехмесячного возраста и является предшественником полноценной координированной походки, развивающейся уже ближе к году и относящейся к условным рефлексам.

Безусловные (врожденные)

Эти физиологические рефлексы появились в процессе эволюции.

Их принято считать относительно постоянными, зарождаются они с помощью всей центральной нервной системы.

Малая часть исчезает спустя определенное время после рождения.

Врожденные (безусловные) и приобретенные (условные) рефлексы

И. П. Павлов предложил делить рефлексы на две группы: безусловные и условные.

Рефлексы, существующие уже при рождении, называются безусловными, или инстинктами. Например, только что родившийся щенок сосет, вылупившийся из яйца цыпленок клюет.

Условные рефлексы основаны на образовании в высшем отделе нервной системы временных нервных связей. Они приобретаются в течение жизни путем обучения в определенных условиях. В отличие от безусловных рефлексов условные рефлексы могут быть вызваны любыми изменениями, происходящими вне и внутри организма. Они индивидуальны и характеризуются своим временным характером.

Благодаря различным условным рефлексам разнообразные изменения в окружающем мире заранее, на расстоянии, сигнализируют животному об опасности, о наличии пищи и о других существенно важных для сохранения жизни факторах внешней среды.

Выработка условного рефлекса

Условный (безразличный) раздражитель должен предшествовать безусловному (вызывающему безусловный рефлекс). Например: зажигается лампа, через 10 секунд собаке даётся мясо.

Гемочелюстной рефлекс (рефлекс полянского)

При надавливании с двух разных сторон головы на ребёнка чистыми руками врача-акушера, голова ребёнка сгибается с двух разных сторон черепа ребёнка, вследствие чего вызывается открытие рта ребёнка. Вялость ребёнка после диагностирования рефлекса и быстрая истощаемость запаса крови ребёнка является естественным следствием нормальной работы рефлекса. Отсутствие или слабая выраженность рефлекса могут быть следствием вялости рук врача-акушера.

Читайте также:  Удаление зуба под наркозом ребенку

Зачем нужны рефлексы?

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему вы быстро убираете руку, дотронувшись до горячего утюга? Или почему закрываете глаза и отворачиваетесь от слишком яркого света? Вы делаете это неосознанно, точнее, не вы, а ваш организм делает это за вас. Это защитная реакция, которая присутствует у всех людей и отточена она миллионами лет эволюции. Эта реакция – рефлекс.

Принято делить их на две группы:

  • ✓ безусловные рефлексы – защитные реакции организма, регулируемые центральной нервной системой. Присутствуют у человека с самого рождения, возникают непроизвольно и не поддаются воле или сознанию. К ним относятся и рефлексы новорожденных, причем некоторые из них исчезают спустя какое-то время после появления на свет (рудиментарные рефлексы), другие «эволюционируют» в более сложные и координированные, а третьи остаются на всю жизнь;
  • ✓ условные – можно назвать своеобразным «личным опытом», поскольку такие реакции организма приобретаются с возрастом и во многом индивидуальны в каждом конкретном случае. Условные реакции долгое время изучал академик Павлов, проводя опыты на бездомных собаках. Классический пример из его опытов: собаке давали лакомство и одновременно включали лампочку. У собаки выделялась слюна при виде еды. Многократные повторения этого эксперимента выработали у собаки условный рефлекс: слюна начинала течь просто при включении лампочки, даже если лакомство не предлагалось. Животное ассоциировало включение лампочки с угощением, поэтому слюнные железы активировались уже «по привычке». Уникальность условного рефлекса в том, что он есть у конкретной особи, основывается на ее личном опыте и не передается по наследству.

Итак, такие бессознательные автоматизмы необходимы для выживания, обеспечения безопасности и постоянства внутренней среды организма (гомеостаза).

Как проверить наличие рефлекса у ребенка самостоятельно?

Все реакции, необходимые для гармоничного развития малыша, проверяются у педиатра в зависимости от возраста малютки. Однако, бывают случаи, когда необходимо проверить наличие того или иного рефлекса самостоятельно. Это достаточно легко сделать, зная четкий алгоритм действий.

Какие рефлексы существуют у новорожденных

У маленького ребенка при рождении развиты безусловные рефлексы, заложенные природой по умолчанию. С течением времени некоторые из них пропадают, при этом возникают условные. Новые рефлексы можно сравнить с «индивидуальным опытом» малыша, так как их появление тесно связано с процессами развития ребенка и функционированием мозга.

Медицина говорит о том, что у новорожденных насчитывается 15 безусловных рефлексов, каждый из которых имеет важное клиническое значение и собственное «предназначение». Некоторые необходимы для успешного прохождения сложного процесса рождения, поэтому спустя определенное время они у ребенка исчезают в связи ненадобностью. Другие помогают развиться новым способностям, а третьи сопровождают ребенка всю жизнь.

Классификация рефлексов

Рефлексы, прежде всего, делятся на:

У новорожденного наблюдаются лишь безусловные рефлексы, подаренные природой при рождении. В дальнейшем, с приобретением опыта, развиваются условные.

https://www.youtube.com/watch?v=pw5gJoZXI60

Безусловные рефлексы новорожденных, в большинстве своем, являются жизненно важными для него (например, дыхательный или сосательный). Всего различают 15 врожденных рефлексов, которые включают в себя исчезающие и развивающиеся со временем. Например, на смену исчезающим сосательному и поисковому рефлексам, приходит защитная реакция рук или выпрямляющий рефлекс туловища.

Врожденные рефлексы в зависимости от выполняемых функций бывают:

  1. Физиологические. Это рефлексы, отвечающие за жизненные функции, обеспечивающие нормальное дыхание, питание, кровообращение.
  2. Ориентировочные. Эти рефлексы помогают защитить новорожденного от воздействия внешней среды.
  3. Атавистические. То есть те, которые не являются жизненно необходимыми для современного человека.

Когда надо беспокоиться родителям?

Беспокойство родителей должны вызывать слабые рефлексы новорожденных, что, как правило, связано с родовой травмой, асфиксией. Иногда запоздание врожденных рефлексов вызвано реакцией на некоторые медикаменты или болезнью малыша. Часто, слабость безусловных рефлексов наблюдается у недоношенных деток.

Полное отсутствие рефлексов – угрожающее жизни младенца состояние, требующее проведения немедленных реанимационных процедур. Причин тому может быть множество, от гипоксии при беременности и асфиксии в родах до пороков развития.

Безусловные рефлексы новорожденных – подарок природы человеку, позволяющий адаптироваться ему к новой среде. Своевременности их проявления и угасания придают большое значение, поскольку это являются верным признаком здоровья ребенка. Но необходимо помнить, что резервы организма человека огромны и не изучены в полной мере.

Читайте также:  Легко ли заразиться ветрянкой и как этого не допустить?

Не всегда неблагоприятный неврологический прогноз, основанный на рефлексах, оправдывает себя. Поэтому, несмотря на то, что некоторые рефлексы новорожденных могут развиваться с запозданием или отсутствовать вовсе, организм младенца способен восстанавливаться и ребенок может вырасти здоровым.

Надсегментарные позотонические автоматизмы

К надсегментарным позным рефлексам относятся:

По анатомическому расположению

За функционирование рефлексов отвечают разные отделы нервной системы. В зависимости от того какой отдел НС обеспечивает реакцию, рефлексы делятся на 2 группы:

  • Двигательные сегментарные (обеспечиваются спинным мозгом и мозговым стволом);
  • Надсегментарные позотонические (обеспечиваются центрами продолговатого и среднего мозга).

По биологической значимости

В зависимости от назначения врожденные рефлекторные реакции разделяют на 4 класса:

  • обеспечивающие работу основных систем организма (дыхание, пищеварение, выделительная система);
  • защитные (зажмуривание глаз, кашель);
  • ориентировочные (реакция на новый стимул);
  • атавистические (наследственные которые исчезают на протяжении 2-4 месяцев).

По типу образования

Учитывая тип образования все виды рефлексов делят на:

  • безусловные (врожденные) — с которыми уже рождается ребенок;
  • условные (приобретенные) — личный опыт ребенка.

Рефлекс галанта

При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорождённый изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5 — 6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни.

Рефлекс переса

Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребёнок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорождённого отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до 3 — 4-го месяца жизни. Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

Рефлекс ползания (бауэра) и спонтанное ползание

Новорождённого укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения — спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают.

Координации движений рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорождённых становятся выраженными на 3 — 4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Самостоятельное ползание является предшественником будущих локомоторных актов. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга.

Сравнение условных и безусловных рефлексов

безусловные условные
имеются с рождения приобретаются в течение жизни
в течение жизни не изменяются и не исчезают могут изменяться или исчезать в течение жизни
одинаковые у всех организмов одного вида у каждого организма свои собственные, индивидуальные
приспосабливают организм к постоянным условиям приспосабливают организм к изменяющимся условиям
рефлекторная дуга проходит через спинной мозг или ствол головного временная связь образуется в коре больших полушарий
Примеры
выделение слюны при попадании лимона в рот выделение слюны при виде лимона
сосательный рефлекс новорожденного реакция 6-месячного ребенка на бутылочку с молоком
чихание, кашель, отдергивание руки от горячего чайника реакция кошки/собаки на кличку

Торможение условных рефлексов

Условное (неподкрепление): лампа зажигается, но мяса собаке не дают. Постепенно слюноотделение на включенную лампу прекращается (происходит угасание условного рефлекса).

Безусловное: во время действия условного раздражителя возникает мощный безусловный. Например, во время включения лампы громко звенит звонок. Слюна не выделяется.

Физиологические рефлексы новорожденного

Набор безусловных реакций новорожденного позволяет адаптироваться к новым условиям внешней среды и выжить. В норме доношенный здоровый малыш проявляет все автоматизмы при осмотре неонатолога.

Если рассматривать по назначению, то рефлексы новорожденного можно разделить на несколько групп:

  • ✓ временные, помогающие малышу родиться и беспрепятственно пройти по родовым путям;
  • ✓ защитные, которые видоизменяются и остаются на протяжении всей жизни;
  • ✓ обеспечивающие жизнедеятельность – рефлексы глотания, сосания, дыхания и т.д.
Читайте также:  ИММУНОКИНД N150 ТАБЛ Д/РАССАС ГОМЕОПАТИЧ Д/ДЕТ

С точки зрения физиологии классификация рефлексов несколько иная. Разделение на группы происходит с учетом их регуляторов ЦНС. Так, различают:

  • ✓ сегментарные автоматизмы, подразделяющиеся на спинальные и оральные. Регулируются сегментами (отсюда и название группы) спинного мозга и мозгового ствола;
  • ✓ надсегментарные, регулируемые центрами продолговатого и среднего мозга.

Хватательные рефлексы

Рефлексы этой группы относятся к спинальным двигательным автоматизмам. Наиболее известный, хватательный рефлекс — рефлекс Робинсона. Проявляет он себя в возможности младенца обхватить пальцы взрослого настолько крепко, что это даже дает возможность поднять его вверх. У ослабленных малышей он выражен неявно или полностью отсутствует, а у возбудимых проявляется сильнее. На смену этому рефлексу через 3 месяца приходит навык осознанного удержания предметов в ручке.

К этой же группе относится рефлекс Бабинского, сохраняющийся у малыша на протяжении 2 лет. Состоит он в тыльном сгибании стопы и веерообразном расхождении пальцев ножек, при раздражении подошвы новорожденного.

 Среди прочих врожденных рефлексов выделяют:

  • защитный рефлекс;
  • реакции опоры и автоматическая походка;
  • спонтанное ползание;
  • рефлекс Галанта;
  • рефлекс Переса;
  • рефлекс Моро.

Защитный рефлекс. Проявляется в способности младенца непроизвольно поворачивать головку на бок всякий раз, когда его выкладывают на животик. Так природа позаботилась о том, чтобы кроха не задохнулся, если он некоторое время вынужден находиться в неудобной для себя позе. Нарушение этого рефлекса свидетельствует о поражении нервной системы ребенка.

https://www.youtube.com/watch?v=FWrVB_2U5bY

Реакции опоры. Малыш сразу после рождения не может стоять, но, благодаря рефлексу опоры, умеет опираться. Когда кроху держат вертикально на весу, то ножки его будут согнуты. Но стоит поставить его на ровную поверхность, туловище младенца выпрямляется и он держится на полусогнутых ногах на полной стопе. Такая реакция новорожденного подготавливает его к шагам.

Автоматическая походка. Довольно забавный шаговый рефлекс наблюдается, когда малыш начинает перебирать ножками, если поставить его и немного наклонить туловище вперед. Это автоматическая походка новорожденного. Критерием оценки этого рефлекса является способность ребенка опираться на всю стопу при ходьбе. К концу второго месяца жизни эти рефлексы пропадают, а на смену им позже придет умение ребенка самостоятельно стоять и ходить.

Спонтанное ползание. Если младенца выложить на животик и подставить ладонь под его стопы, то кроха начинает спонтанно ползти. Ни в каком другом положении подобные движения новорожденного не наблюдается. Это рефлекс Бауэра или спонтанного ползания.

Рефлекс Галанта. К пятидневному возрасту малыша, у него он должен проявиться. Если провести пальцем вдоль позвоночника сверху вниз, спинка малыша образует дугу, а головка повернется в сторону раздражителя. В норме рефлекс перестает проявляться к 3-х месячному возрасту ребенка, длительное отсутствие его указывает на поражение нервной системы.

Рефлекс Моро. Проявляется в симметричном разведении ручек и ножек новорожденного и возвращении их в исходное положение. Его вызывает громкий звук, удар по поверхности, на которой лежит ребенок, похлопывание по бедру.

Хоботковый рефлекс

Действия взрослого:

  1. Приложить палец к верхней губе малютки.

Ответная нормальная реакция:

  1. Вытягивает губки, складывая их «трубочкой».

Связан рефлекс с сокращением мимической мускулатуры.

Заключение

Здоровый и счастливый ребенок – радость и отрада для мам и пап. Уже в первые часы жизни состояние новорожденного можно оценить, посмотрев его реакцию на тот или иной раздражитель, оценить степень выраженности физиологических автоматизмов, присущих новорожденному ребенку.

Родители могут оценить наличие тех или иных рефлексов у ребенка и в домашних условиях. Главное, чтобы малыш чувствовал себя комфортно, был сыт, бодр и в хорошем расположении духа. Лучше использовать чистую, умеренно твердую и сухую поверхность. В домашних условиях можно наблюдать рефлексы Моро, Бауэра, Бабинского, опорный рефлекс, автоматическую походку, хватательный и сосательный рефлексы. Главное, что вы должны понимать – ваше любопытство не должно мешать комфорту и безопасности ребенка.

Автор записи: mamaexpert

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.