Сенсорные мешочки Монтессори с крупами

Основные принципы организации пространства по монтессори

Основные принципы организации пространства для гармоничного развития личности ребёнка по Монтессори таковы.

  1. Стремление к использованию экологичных материалов, гармония в интерьере, преобладание пастельных тонов.
  2. Безопасность среды для малыша, который будет использовать пространство и предметы преимущественно самостоятельно и по собственному усмотрению.
  3. Соответствие размера мебели и других предметов интерьера возрасту ребёнка, и в то же время — максимальная их приближённость по функциональности к аналогичным взрослым вещам.
  4. Доступность всего игрового материала для крохи, удобство пользования.
  5. Соблюдение баланса: игрушек по количеству не должно быть слишком много или мало.
  6. Чёткое зонирование пространства.
  7. Соответствие созданной среды поставленным задачам развития ребёнка.

Что под силу каждой маме?

Главное требование к каждому составному элементу будущих игрушек — это его естественное происхождение, чистота и безопасность для маленького ребенка.

Как же сделать Монтессори-материалы своими руками? Обсуждение изобретательными взрослыми конкретных предметов, которые можно сотворить самостоятельно, привело к составлению списка самых доступных, простых и полезных развивающих игрушек. Итак, вот этот ТОП-7.

Геометрическая плоскость

Данная развивающая методика формирует пространственное мышление у малыша после года. Цель пособия – создавать разные геометрические фигуры с помощью канцелярских резинок. Конечно, крохе до года будет тяжело справиться с данным упражнением – надеть на колышки резинку – однако, малыши более старшего возраста смогут справиться с поставленной задачей и проектировать различные предметы на доске (домик с крышей, машинку и т. д).

Как создать Монтессори материалы своими руками? Возьмите дома любой старый журнал, самоклеящуюся пленку и кнопки с наконечником из пластмассы. Обклейте обложку журнала пленкой и воткните кнопки на равном расстоянии. У вас получилась доска для развития навыков пространственного мышления.

Как используется доска? На кнопки сверху надевается канцелярская резинка, с помощью которой можно формировать геометрические фигуры различной формы. Малыш сначала должен представить фигуру, а потом обозначить ее с помощью надетой на кнопочки канцелярской резинки.

Одной из сложных для малюток задач является шнуровка обуви. Конечно, можно покупать обувь на липучках, однако, навык шнурования необходимо отработать. Из фанеры или плотного картона необходимо вырезать доску-заготовку в форме бабочки и проколоть отверстия, в которые можно вдевать шнурок. Можно сделать деревянные заготовки для шнурования.

Занятия и материалы для детей от 2 до 3 лет

Занятия Монтессори дома основываются точно на таких же принципах, что и в специализированных садиках. Поэтому взрослому следует постепенно становиться наблюдателем, а не инициатором занятий.

Детям старше двух лет свойственно стремиться к самостоятельному познанию окружающего мира. К тому же этот процесс им очень нравится. Задача родителей – не навязывать игрушки, а предоставить возможность манипулировать предметами.

  • Конструирование.
    Не обязательно покупать ЛЕГО, можно изготовить свой собственный конструктор из подручных элементов. Для этого сгодятся камни, раковины, лоскуты, шнурки, раковины, дощечки. Ребёнок сам должен решить, как их комбинировать и что из них можно сконструировать.
  • Собирание пазлов.
    В каждой семье хранятся старые открытки, плотные картинки. Их можно разрезать на 2-4 части (чем старше малыш, тем больше элементов). Первоначально родителю всё же необходимо продемонстрировать, как собирать пазл. Обычно ребятишки с радостью играют в подобную игру.
  • Сортирование.
    Важно приучать ребёнка, что складывать одни предметы нужно в одну коробку, а другие – соответственно, в другую. Это помогает понять принцип сортировки предметов по каким-либо признакам: расцветке, форме, размерам, количеству и пр.

Также можно предлагать малышу игрушки типа «Почтовый ящик», когда необходимо в прорези определённой формы проталкивать соответствующие фигурки. Эта игра надолго увлекает детей в этом возрасте.

Читайте также:  Хурма в детском питании: когда давать и как правильно выбрать

Зонирование помещения

Система Монтессори подразумевает чёткое зонирование пространства. Созданные учебные секции необходимо наполнить подходящим материалом.

Принцип разделения комнаты, кстати, очень часто применяют преподаватели в центрах раннего развития детей. Основных зон пять, каждая из них характеризуется определёнными особенностями.

Зонирование пространства

Зонированию подлежит не только пространство детской. Отдельные уголки должны быть выделены малышу и в других общих комнатах: прихожей, ванной, на кухне. Они оборудуются таким образом, чтобы ребёнок мог самостоятельно выполнять функции по самообслуживанию (переодеванию в верхнюю одежду, умыванию, приёму пищи) или помогать взрослым (например, в приготовлении еды, уборке).

Основные зоны для малыша от года до трёх в детской комнате можно представить в следующем виде.

  1. Зона сна — кроватка.
  2. Игровая зона — коврик или матрас, рядом с которым расположены стеллажи с игровым материалом.
  3. Зона для занятий — столик и стульчик по росту ребёнка, стеллаж с материалами для творчества и обучения.
  4. Зона переодевания и ухода за собой — шкаф с доступными малышу полками, на которых лежит несколько комплектов одежды, стульчик, зеркало.
  5. Зона уборки — подобранные по росту и возрасту инструменты для уборки (тряпочки, швабра, веник, ведро — всё, как у мамы).
  6. Зона ванны и туалета (в соответствующих комнатах). В ванной для крохи должно висеть своё полотенце на удобном ему уровне, располагаться полочка со средствами для ежедневного туалета, стульчик или ступенька для того, чтобы он с удобством мог пользоваться рукомойником. В туалете должен стоять горшок малыша, в свободном доступе должна находиться туалетная бумага и другие необходимые предметы.
  7. Зона прихожей (находится в общей прихожей) — крючок или вешалка с верхней одеждой, полочка с обувью, расположенные в доступном для малыша месте, стульчик.
  8. Зона готовки и приёма пищи (как правило, на кухне) — отдельное место, приспособленное для того, чтобы ребёнок мог самостоятельно сесть и подкрепиться, отельная (нижняя) полка с посудой малыша и другим предметами для сервировки стола и помощи маме в приготовлении еды.

И еще 18 идей

Совершенствовать чувствительность рук, мелкую моторику, логику и память необходимо, когда ребенку исполнилось чуть больше года. Система Монтессори направлена на то, чтобы как можно раньше создать малышу ту среду, в которой он начинает жить и мыслить независимо от родителей. И развивающие игрушки – один из важнейших элементов этой среды.

Игровые панели монтессори

Игровые панели Монтессори представляют собой более мобильные, нежели модули конструкции. Придумано огромное количество таких развивающих материалов, некоторые из которых описаны ниже.

Игрушки

Методика развития детей по Монтессори изобилует идеями игрушек для любого возраста, которые вполне посильны для домашнего воплощения.

Материалы для обучающих занятий

Несмотря на то что любой игровой материал, созданный по принципам методики Монтессори, можно назвать обучающим, определённые игры в этой сфере всё же имеют особый вес. Стоит рассмотреть некоторые из них.

Модуль с замочками и задвижками

В классическом варианте доска с запорами и задвижками представляет собой панель с шестью маленькими дверцами, каждая из которых закрывается замком определённого вида (шпингалет, цепочка, ключик и т. д.). Предназначен такой модуль для развития мелкой моторики детей от полуторагодовалого возраста.

Безусловно, изготовить нечто подобное в домашних условиях под силу только папе или дедушке, с чем многие из них успешно справляются. Исполнение этой игрушки среди родителей очень разнообразно. Иногда в модуле совмещают сразу несколько идей Монтессори (шестерёнки, замочки, лабиринты, шнуровка и пр.).

Монтессори материалы своими руками

Ребёнок очень быстро растёт, поэтому ему постоянно нужны всё новые и новые игровые принадлежности. Конечно, монтессори-пособия можно приобрести в любом специализированном магазине, однако они достаточно дороги, к тому же гораздо интереснее изготовить их своими силами.

Мама сможет сэкономить существенные деньги, ведь такие пособия нередко изготавливаются из бросовых материалов, которые обычно попросту выбрасываются на мусорку.

Пирамидка из подушек

Игрушки-пирамидки Монтессори своими руками помогают различать цветовую гамму и величину предмета, а также совершенствуют тактильные ощущения. Внутренность подушечек можнонабивать различным содержимым – от синтепона до крупы. Метод хорошо развивает мелкую моторику и способствует формированию речевых навыков.

Читайте также:  Кишечная инфекция у детей

Чтобы сделать игрушки-подушки дома, не обязательно обладать навыками швеи. Сделайте из лоскуточков ткани заготовки для подушечек разной величины, сшейте из них мешочки и набейте разным содержимым:

  • синтепоном;
  • ватой;
  • различной крупой;
  • шуршащей слюдой.

Методика предполагает развитие навыка формирования пирамиды из подушек. Чтобы малыш смог правильно подобрать цвета, одна из сторон подушки должна быть одинакового оттенка со стороной другой подушки-игрушки. Цель – сложить пирамидку из подушек, сочетая одинаковые цвета.

Чтобы малыш хорошо справился с задачей, нужно шить подушечки, постепенно уменьшая размеры. В основании пирамидки должна быть самая большая подушка, далее выкладываются подушечки по мере уменьшения их размера. Чтобы подушечки не падали во время построения пирамидки, к ним пришивается липкая лента по центру (вверху – мягкие части липучки, внизу – жесткие). Пирамидка Монтессори своими руками готова.

Рамка

https://www.youtube.com/watch?v=glwswDJ6gkc

Деревянные или картонные рамки-вкладыши Монтессори являются пособием для развития чувства формы и размера. Ребенок учится классифицировать предметы по цвету, содержанию и виду. Например, малыш обучается ориентации на плоскости, подбирая соответствующего размера рамки для предметов.

Методика Монтессори предполагает использование самых разнообразных по назначению рамок, с помощью которых малыш:

  • познает основы логического мышления;
  • учится раскрашивать картинки, не выходя за рамки;
  • пытается распознавать и классифицировать предметы по видам (лисички, опята – грибы).

Как сделать рамки-вкладыши Монтессори в домашних условиях? Для этого потребуется лист ватмана, коробочка из-под конфет и цветная бумага. Сначала нужно сделать заготовку для рамки – вырезать прямоугольник. Затем на данном прямоугольнике необходимо нарисовать различные геометрические фигурки.

После этого следует аккуратно вырезать фигуры и наклеить на них разноцветную бумагу (по форме фигуры). Чтобы фигуры не выпадали из основы, с оборотной стороны картона наклеивают ватман. Развивающая задача – найти для каждой фигуры свое место в рамке.

Другим вариантом вкладыша может быть рамка с кармашком. Для этого необходимо взять рамку для фотографий или обычные деревянные пяльцы для вышивания дома. На рамку или деревянные пяльцы натягивается ткань, к которой пришиты пуговицы или молния. Задача – расстегнуть пуговицы (молнию) и положить в кармашек какой-либо предмет или карточки. Можно задачу изменить: достать из кармашка картинки, карточки или предмет.

Рамки-вкладыши

Рамки-вкладыши — это самый популярный дидактический материал Монтессори. Своими руками их чаще всего делают из картона. Рамки-вкладыши многофункциональны — с их помощью ребенок одновременно изучает цвета, формы, размеры и учится их сопоставлять. Изготовление такой игрушки начинается с разрезания большого листа картона или нескольких обувных коробок на равные квадраты.

Далее таким же образом изготавливаются и вкладыши контрастного оттенка, в центре которых помещается пуговица или другое приспособление для удобного захвата детскими пальчиками. Края картонных элементов зачищаются мелкой наждачной бумагой, чтобы они легче входили друг в друга.

Рамки-вкладыши из старого туристического коврика — видео

Создать Монтессори-среду для ребёнка у себя дома, не затрачивая больших денег на специализированные промышленно изготовленные пособия, вполне реально. Для этого необходимо лишь знать основные принципы методики и ознакомиться с классическими вариантами игровых и учебных материалов. Проявив немного фантазии, воплотить в жизнь собственными руками можно практически любую из идей.

Я имею высшее юридическое образование, опыт работы в суде, банке, на предприятии. Несмотря на то, что основная моя специализация — это уголовное право и процесс, вся моя профессиональная деятельность связана с хозяйственным правом, начиная от кадровых вопросов и заканчивая проблемами кредитования. Долгое время я занималась написанием обзоров зарубежных и отечественных СМИ по бизнес-тематике.

Мария Монтессори ввела в обиход педагогов и психологов понятие подготовленной среды, где развитие ребенка происходит благодаря его взаимодействию с разными предметами, назначение которых — улучшить те или иные познавательные функции малыша. Взрослый в данном процессе выступает помощником и обеспечивает сменяемость дидактических материалов в окружении крохи. Ребенок сам решает, чем он займется и какой предмет выберет в данный момент.

Читайте также:  Инструкция по применению вазелинового масла для новорожденных и детей старшего возраста

Поскольку постоянно требуются новые и новые объекты, а стоимость готовых развивающих игрушек весьма высока, многие педагоги и родители предпочитают изготавливать материал Монтессори своими руками, используя все, что есть в доме: ткани, пуговицы, крупы, картон и т. д.

Сенсорные мешочки

Сенсорные мешочки предназначены для детей от полугода до 4 лет. Они представляют собой ёмкости из ткани или другого мягкого материала, наполненные крупами, бисером и другими предметами, которые ребёнку будет интересно пощупать и потрясти.

Варианты самостоятельного изготовления такой развивающей игрушки очень разнообразны: можно просто сшить полотняные мешочки, использовать воздушные шарики или прострочить кружочки из полиэтилена.

Создание настенного модуля для прогона шаров из картонных трубок — фотогалерея

Для создания модуля прежде всего следует приготовить картонные основы от катушек бумажных полотенец В концах направляющих можно вырезать желобки для того чтобы было лучше видно движение шарика на смене траектории Направляющие можно окрасить в разные яркие цвета Направляющие закрепляются «зигзагом», угол наклона должен быть не слишком маленьким, но и не слишком большим, чтобы шарик спускался не очень быстро

Строим розовую башню

Методика направлена на развитие у крохи после года навыка работы с предметами большой и малой формы. Розовая башня состоит из десяти кубиков разного размера. Деревянные кубики нужно сложить в форме башни от основания (самый большой кубик) к вершине (самый маленький). Метод Башня обучает координации движений, умению упорядочивать предметы и гармонично располагать их в пространстве. Со временем розовая башня может принимать разные пространственные (архитектурные) формы.

Усложненный вариант: розовая башня строится на ощупь, с закрытыми глазками. Важный момент – ребенок учится восприятию форм различной величины. Сначала делается акцент на контрасте: самый большой и самый маленький кубик. Затем задача усложняется – между самым большим и самым маленьким кубиком располагаются кубики не очень большие и не очень маленькие.

Так словарный запас малыша пополняется новыми словами: не очень большой, не очень маленький, меньше, больше. Малыш выстраивает логическую цепочку: самый большой, меньше, маленький, самый маленький. Данный метод формирует навык сравнительного анализа на основе различия предметов разных объемов и форм.

Шнуровка и панель для вышивания своими руками

Классический пример Монтессори-панелей — шнуровки. Изготовить своими руками простейшую шнуровку достаточно легко.

В качестве заключения

Таким образом, методика Марии Монтессори в домашних условиях также вполне реализуема. Прежде всего, следует обустроить пространство в соответствии с определёнными требованиями к зонированию помещения и дидактическим материалам.

Многие развивающие пособия можно сделать своими руками, используя подручные средства. Это позволит сэкономить деньги и реализовать собственную фантазию. Да и ребёнок с большим удовольствием будет играть именно в самодельные игрушки.

Кроме того, дети, видя заинтересованность родителей и их увлечённость, сами загорятся познанием окружающего мира. А когда малыш подрастёт, то и сам с удовольствием начнёт принимать участие в создании новых необычных игровых принадлежностей по методу Монтессори.

Здравствуйте, я — Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности.

О системе раннего развития Марии Монтессори сегодня наслышаны многие родители. Главный принцип методики — свобода выбора и самостоятельность ребёнка на пути его адаптации к окружающему миру. Достигаются эти цели в основном посредством создания для малыша специально подготовленной среды, наполненной множеством разнообразных материалов для игр и другой активности.

https://www.youtube.com/watch?v=8UVLGcKpHrg

Принципам системы Монтессори подчиняется всё — начиная от обстановки в комнате, где проживает ребёнок, до игрушек и предметов обихода. Созданные в соответствии с методикой вещи стоят в магазине немалых денег. Но изготовить большинство из них самостоятельно своими руками, значительно сократив растраты, родителям вполне под силу.

Автор записи: mamaexpert

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.