Содержание:
Как мужик на базаре корову продавал
(В. Колесникова)
Был зимний солнечный день. С утра на базаре собралось много народу. Кто за чем пришел: кто-то что-то купить, кто-то что-то продать. В самом конце ряда стоял неприметный мужичок. Пришел он корову свою продавать. Простоял час, другой, третий — никто к нему так и не подошел, никто не заинтересовался его товаром. Замерз мужичок, и Буренка его замерзла.
Неподалеку стоял молодой парень. Долго он наблюдал за тем, как мужичок корову свою пытается продать. Смекнул парень, что не идет у мужичка торговля, сжалился над ним и решил помочь. Подошел он тогда к мужичку и спросил:
— Какой товар у тебя, купец?
(Выясните знания детей о значении слова товар.) Мужичок ответил:
- Да вот, я уже долго стою, Буренку свою продаю. Паренек вновь поинтересовался:
- И чем же корова твоя хороша? В ответ услышал:
- Буренка моя всем хороша. Все в ней прекрасно, и даже душа!
— Так и быть, — сказал паренек, — помогу я тебе продать корову.Ведь в этом деле главное — хорошо прорекламировать свой товар!
(Уточните знания детей о рекламе.)
Взял тогда паренек балалайку и запел звучным голосом:
Эй, народ честной!
Подходи, не стой!
Погляди — подивись,
Покупай — не скупись!
Услышал эту частушку один богатый барин, заинтересовался, решил узнать, что за товар и каково его качество. Увидел он корову и сказал:
- Больно уж ваша Буренка тоща: ноги худые и впалые бока! Парень не растерялся и тут же отпарировал:
- Да, есть много не просит. Видишь, экономия одна! Барин спросил дальше:
- Сколько же ваша корова дает молока? И услышал в ответ:
- Не выдоишь за день, устанет рука! Барин стал требовать назвать цену:
- И сколько же ты просишь? Какая цена? (Выясните знания детей о значении слова цена.)
- Паренек молвил:
— Цена небольшая — устроит тебя! Прошу я всего лишь три пятака!
Во время разговора паренька с богатым барином вокруг них собралась толпа людей. И уже каждый хотел купить корову. Вот так и помог паренек мужичку выгодно продать корову.
Как царь себе помощника выбирал
(О. Мальцева)
Жил-был царь, и было у него три сына. Вот однажды позвал царь их к себе и сказал:
— Сыновья вы мои любимые, стар я уже, тяжело мне становится в одиночку с делами государственными управляться. Хочу я одного из вас своим главным помощником сделать. Но дело это серьезное,поэтому я должен вас испытать: сможете ли вы казну нашу пополнять да преумножать. Слушайте, сыновья, мою царскую волю: кто из вас троих сможет больше всего денег за месяц заработать, того я своим главным помощником сделаю.
Выслушали сыновья своего отца, затылки почесали и стали думать, как же денег заработать. Думали они, думали и решили магазины открыть. Старший брат сказал:
- Я, пожалуй, открою овощной магазин. Сейчас лето, в нашем царстве у каждого жителя свой огород есть. Вот я и прикажу: каждое утро в мой магазин свежие овощи привозить, а я ими торговать буду!
- А я, — молвил средний брат, — открою молочный магазин. В нашем царстве нет ни одного двора, где бы не было коровы. Вот я и прикажу каждое утро привозить в мой магазин свежее молоко и творог, а ими торговать буду!
- Нет, братцы, так дела не делаются. Для начала надо подумать, что в нашем царстве-государстве всего нужнее, что будет спросом пользоваться! — произнес младший брат Иван-царевич.
(Уточните знания детей о значении слова спрос.) Братья посмеялись:
— У тебя время есть, ты и думай. А мы пойдем магазины открывать да деньги зарабатывать.
То лето жарким да душным выдалось. Все жители от жажды мучились. И решил Иван-царевич открыть магазин, в котором будут продаваться прохладительные напитки и мороженое. Так и сделал.
Ровно через месяц снова позвал царь сыновей к себе и велел держать ответ: кто сколько денег заработал.
(А вы как думаете, кто больше всех прибыли принес, а кто разорился?)
Оказалось, что больше всего прибыли принес магазин Ивана-царевича, а магазины старшего и среднего братьев разорились.
(Как вы думаете, почему магазин Ивана-царевича принес больше всего прибыли ?)
Похвалил царь своего младшего сына и назначил его своим главным помощником. С тех пор царство-государство стало богатеть и процветать.
Короткие поучительные сказки на ночь для детей
Волшебный мир сказок полон чудес и народной мудрости. Он манит даже самых маленьких, не утрачивают к нему интерес и взрослые. Специалисты рекомендуют читать сказки для детей, начиная с рождения.
Кто в лесу хозяин
(О. Прошутинская)
В Старом лесу жили звери. Со временем он стал ветхим, и решили все его обитатели искать себе новые дома. Неподалеку находился Новый лес, в котором росли крепкие, здоровые деревья и кустарники, а также много-много сочной травы. Решили звери идти жить туда. Первыми улетели птицы, свили гнезда на деревьях, заняли дупла, обосновались и стали жить не тужить.
Настала пора, когда пришли в лес крупные животные. И наступило для зверей сложное время — каждому хотелось место побольше да получше в собственность себе заполучить.
(Поинтересуйтесь у детей, что такое собственность.)
Постепенно более сильные звери вытеснили маленьких и слабых, но жить от этого легче не стало. Маленькие звери ушли в другие, неосвоенные места, а без них в лесу начался непорядок, грязным стал лес. Ушли муравьи, улетели пчелы, некому стало цветы опылять; перестали расти растения.
Что же делать? Как в лесу все так устроить, чтобы все знали свое место, своим жилищем владели и никому не мешали? Собрались звери на лесной совет решать да гадать, как быть дальше. И порешили написать закон о том, кто чем владеть будет. А для этого сначала пошли и записали все-все, что в лесу есть: каждую норку, каждое дерево.
Вот так все жители Нового леса стали собственниками жилья. А что это значит? Это означает, что они стали полноправными жильцами своего имущества и имеют право пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению. Владеет еж своей норой — это значит, что никто другой в ней не хозяин. Еж со своей норой может делать, что захочет: может в ней жить, магазин в ней устроить или вовсе продать; только пользоваться своим имуществом нужно так, чтобы не приносить вреда другим зверям или чужой частной собственности.
С тех пор в Новом лесу каждая собственность хозяина нашла. Правда, остались и общие владения: полянки, речки, на которых звери все вместе собирались, — это собственность была общественной и принадлежала всем жителям леса.
Настоящие рыцари
Сашка и Максимка, с самого детства, были лучшими друзьями. Они жили в соседних домах, и в школу ходили вместе. Да еще и в один класс. Как-то раз, друзья возвращались из школы, и по дороге рассуждали на тему, кто такие рыцари. Сашка, жестикулируя руками, увлечённо рассказывал о рыцарских турнирах и доспехах.
Максимка, мечтательно почесав за ухом, протянул: — Эх! Были же времена! А сейчас? Негде даже проявить рыцарские качества: отвагу, смелость! Кого спасать?! Кошек, что ли, с дерева снимать?— А, хоть бы и кошек! — соглашаясь, кивнул Сашка.Так они, увлечённо беседуя, дошли до детской площадки. Продолжая придумывать, какие подвиги можно совершить в наше время, они сели на скамейку.
Вдруг, они увидели одноклассницу Катю. И Максимке и Сашке, Катя очень нравилась. Она была со всеми вежливой, скромной и хорошо училась. У Кати были длинные волосы, которые всегда были аккуратно заплетены в косу.Откуда ни возьмись, к Кате подбежал их одноклассник, двоечник Петька. Он сильно дёрнул девочку за косу.
Катя заплакала. Видно, что ей было больно и обидно. Сашка вскочил со скамейки и погнался за Петькой.А Максимка подбежал к Кате, и протянул ей чистый платок, чтобы она вытерла слёзы.— Спасибо, — улыбнулась девочка, и взяла платок.— Ты не бойся никого! Мы с Сашкой, теперь всегда, будем тебя защищать! — серьёзно сказал Максимка.— Спасибо! — кивнула Катя. — Вы настоящие рыцари!Максимка, весело прищурился и улыбнулся.
Про жадность
Жил-был мальчик Саша Лужайкин. Саша был мальчишкой неплохим, но жадным. Он никогда не делился с друзьями вкусняшками, не давал играть своими игрушками.— Вот ещё придумали – угощать кого-то! – злился про себя Саша. – И зачем это нужно? Угощают друг друга, улыбаются при этом, хохочут. Что за радость? Куда приятнее: сам взял – сам съел.
Достанется себе больше.Но вот однажды случилось нечто невероятное. Мама и папа ушли на концерт. Бабушка села в кресло и начала вязать, но быстро задремала. А в это время пошел сильный дождь. И вдруг Саша увидел за окном какое-то маленькое странное существо, мокнущее от дождя. В Саше проснулось любопытство, он открыл окно.
Существо оказалось в комнате мальчика.— Ты кто? – спросил Саша.— Я – Веселинка, а ты кто?— А я Саша.— А у тебя есть друг? – поинтересовалась гостья.— Нет, — сказал Саша. — Все говорят, что я жадный, и поэтому у меня нет друга.— Никакой ты не жадный, — сказала Веселинка. – Такой славный мальчик не может быть жадиной.
Я знаю, что жадные – это волк, лиса. Они никогда не поделятся ни с кем своей добычей.Саша задумался.С Веселинкой ему было интересно. Она была светлая и весёлая. Она могла стать хорошим другом.С вечера Саша положил в карман своих брюк горсть конфет. Он решил завтра угостить ребят. Не век же ему быть жадным!
Угощение было принято с радостью. Дети поблагодарили Сашу, и только один мальчик, Дима Копейкин, спросил:
— Что это с тобой случилось такое? Почему ты вдруг стал таким щедрым?— Во-первых, у меня появился друг. А во-вторых, мне надоело быть жадным.Дима сказал:— Мы хотим познакомиться с твоим новым другом.Вечером шумная компания оказалась в гостях у Саши. Веселинка всем понравилась, ведь у неё был добрый, весёлый нрав.— Она тебя ещё многому хорошему научит! — воскликнули ребята. – Потому что она смотрит на мир с доброй, солнечной стороны!
Вопросы и задания к сказке
В чем проявлялась жадность Саши?Имел ли Саша друга?Каким образом Василинка оказалась в доме Саши?По какой причине ребята пришли в дом к Саше?Нарисуй, какой ты видишь Веселинку.Какие пословицы подходят к сказке?С кем поведешься, от того и наберешься.Жадность всем порокам начало.
Главный смысл сказки заключается в том, что рядом с хорошим, жизнерадостным человеком и другой человек становится лучше. Рядом с неунывающим человеком чувствуешь себя, как с солнышком. А что касается жадности… Как сделать так, чтобы ребёнок не стал жадным? С самого раннего детства приучайте его к разумной щедрости, организуйте всё так, чтобы у него была возможность с кем-то поделиться.
Рыбка
(О. Несват)
В группе детского сада было два аквариума. В одном из них жила большая, красивая золотая рыбка с изумительным волнистым хвостом и прекрасными плавниками. Золотая рыбка жила одна и гордилась тем, что у нее в аквариуме просторно и никто не мешает ей плавать и резвиться.
В другом аквариуме жили маленькие рыбки, их было много. По виду они были совсем неприглядные: тело у них было серебристым или голубым, а плавнички — желтого цвета с красным оттенком. В этом аквариуме рыбки жили весело, постоянно двигались, играли и забавлялись друг с другом.
Все ребята, как только приходили в группу, первым делом бежали к аквариуму, где жила золотая рыбка, и долго любовались ею. Золотая рыбка в это время важно двигала плавниками, медленно поворачивалась и медленно плавала.
Вскоре большая рыбка заметила, что дети стали чаще подходить к другому аквариуму, где жили маленькие рыбки, которые весело и дружно проводили время. Ребятам нравилось наблюдать за ними, а с золотой рыбкой им стало скучно, потому что она была одна.
Что только не пыталась сделать золотая рыбка, чтобы привлечь внимание детей к себе: она придумывала новые танцы, движения, но все оставалось по-прежнему.
Как-то раз ребята предложили ей подружиться с маленькими рыбками и поплавать вместе с ними в соседнем аквариуме, но та гордо отказалась.
И вот пришло время, когда дети совсем перестали подходить к аквариуму с золотой рыбкой. Совсем тогда загрустила красивая рыбка, перестала есть, играть и плавать в воде, как раньше. Сквозь стекло она подолгу смотрела на соседний аквариум. Там кипела жизнь, было весело! Ее грусть заметили маленькие рыбки и пригласили жить к себе.
В этот раз не отказалась от приглашения золотая рыбка. И вот она стала жить в новом аквариуме. Все ей там очень нравилось. Гостью окружили заботой и вниманием. Маленькие рыбки чистили ей плавники и поправляли ее пушистый красивый хвост, резвились
вместе с ней. А самое главное — ребята постоянно были рядом, играли и веселились у аквариума точь-в-точь, как сами рыбки.
С тех пор как маленькие рыбки помогли своей большой красивой соседке, они жили дружно и счастливо, весело проводили время в играх и забавах.
Вопросы к сказке
- Почему ребята перестали подходить к золотой рыбке?
- Как вы думаете, правильно ли они сделали?
- Как бы вы поступили в такой ситуации?
- Почему золотая рыбка отказалась от предложения детей подружиться с маленькими рыбками?
- Правильно ли она поступила, отказавшись от приглашения? Почему?
- Почему маленькие рыбки пригласили к себе золотую рыбку?
- Правильно ли они сделали? Почему?
- А как бы вы поступили в такой ситуации?
- Как вы считаете, зачем нужно дружить?
- Много ли у вас друзей?
- Всем ли вы уделяете внимание?
Молодцы, ребята. Нужно помогать тем, кто одинок, дружить с ними. Одному скучно. Это мы и увидели в сказке. Оставайтесь дружными и добрыми детьми и тогда никогда не будете скучать и грустить. Будете общаться, веселиться, дружить и радоваться!
Сказка о том, как белочка с ежиком дружила
(М. Бушкова)
Жила-была в лесу Белочка, и был у нее друг Ежик. Как-то раз забралась Белочка в свое дупло и не обнаружила своих запасов, не нашла ни одного даже самого маленького орешка!
(Что случилось у Белочки ?)
Горько заплакала Белочка, и на плач сразу же прибежал Ежик.
— Послушай, почему ты плачешь? Что случилось? — забеспокоился Ежик.
(Почему забеспокоился Ежик ?)
- Ах, беда случилась! — ответила, всхлипывая, Белочка и заплакала пуще прежнего.
- Не плачь, Белочка! Что бы ни случилось, я помогу! — сказал Ежик, ведь именно так говорят и поступают настоящие друзья.
(Как поступают настоящие друзья ?)
— Правда? — спросила Белочка.
Она перестала плакать, сорвала с дерева листочек и промокнула им свою заплаканную мордочку.
— Ну конечно! — ответил Ежик, улыбаясь. — На то мы и друзья!Белочка рассказала Ежику про пропавшие орехи, и они вместе пошли искать новые, чтобы Белочке было что кушать зимой.
На следующий день, во время прогулки, Белочка сама не заметила, как забрела в ту часть леса, где никогда раньше не была. Там она увидела большой-пребольшой куст орешника, усыпанный от макушки до самых нижних веток лесными орехами.
(Что увидела Белочка, гуляя по лесу?)
— Вот это да! — воскликнула Белочка, и ее черные глазки-бусинки округлились от удивления и радости. — Как много орехов!
Белочка поскакала скорее домой за двумя своими корзинками, а потом вернулась с ними к орешнику и принялась собирать в них орехи. Много раз возвращалась Белочка с корзинками к орешнику, пока не перетаскала все орехи к себе в дупло.
Сова, которая сидела на верхней ветке самого высокого дерева в лесу и наблюдала за происходящим, совсем неожиданно для Белочки сказала:
— Поздравляю с находкой! Но будь осторожна: не потеряй из-за нее друзей!
(Как вы думаете, почему так сказала Сова ?)
— Почему это я должна терять друзей? — удивилась Белочка.Сова ей ответила:
— Да потому, что с друзьями делятся не только своими бедами.Куда важнее не забывать делиться с друзьями своими радостями.Вот про пропавшие орехи ты Ежику все рассказала, а про радость — усыпанное орехами дерево, которое ты недавно нашла, — Ежик до сих пор ничего не знает.
После этих слов Совы Белочка крепко задумалась, а потом отправилась в гости к Ежику с подарками и радостной новостью. С тех пор Белочка никогда не забывала своего друга. И жили они весело и дружно в своем лесу.
(Как вы считаете, что нужно делать, чтобы не потерять друзей?)
Сказка о том, как мышонок ух вежливым стал
(А. Калинина)
Жил-был маленький мышонок, звали его Ух. Однажды мама ему сказала:
- Сходи, Ух, к тетушке, проведай ее, здорова ли она, да отнеси гостинец. Только у ручья будь осторожен, сам в воду не лезь, обратись к бобру, он тебе поможет.
- Ух! — недовольно вздохнул мышонок, взял узелок и отправился в путь.
Дорога была недлинной. Однако за первым поворотом протекал ручей, вода его бурлила и плескалась, а мышонок очень боялся воды. Вот подошел он к ручью и увидел бобра, который сидел на берегу и ловил удочкой рыбу.
— Эй, бобр, перевези меня!
(Как мышонок попросил о помощи ?) Обернулся бобр:
- А главное ты забыл? (Почему бобр не помог мышонку?)
- Что же ты хочешь? — недоуменно спросил Ух.
- Попроси по-хорошему — никто тебе в помощи не откажет! — ответил бобр.
- Ух…, — задумался мышонок. — Пожалуйста, — еле слышно пробормотал он.
- Стар я стал, плохо слышу, что ты там пропищал?
- Пожалуйста, перевези! — громко крикнул Ух.
(Как мышонок попросил о помощи ? Поможет ли ему бобр ?)
- Ой-ой! Ну и напугал ты меня. Зачем так шуметь? Всю рыбу распугал.
- Ух! — недовольно фыркнул мышонок, потом почесал затылок, подумал немного и сказал ясно и отчетливо: — Дяденька бобр, перевезите меня, пожалуйста, на ту сторону ручья. Я к тетушке спешу.
(А сейчас как мышонок попросил о помощи ?)
Подплыл бобр к мышонку и подставил свою спину. Ух быстренько прыгнул на спину бобра и тот его перевез на другую сторону ручья. Перебрался кроха на сушу, вежливо поблагодарил перевозчика и отправился дальше.
А вот и домик тетушки показался. Обрадовался мышонок, подбежал к нему, постучал в двери, тетушка ему и открыла.
Пригласила она мышонка в дом и стала расспрашивать его, как же это он, такой маленький, сам через ручей перебрался.
Рассказал ей Ух о встрече с бобром, о том, что узнал, как простое слово может стать главным, а сказать его можно по-разному. Улыбнулась тетушка, погладила племянника по голове:
- Совсем ты стал большим, раз научился быть вежливым. Обрадовался Ух:
- Я теперь всегда таким буду!
(Какой вывод сделал мышонок Ух после встречи с бобром ?)
Театр папы карло
(Н. Булатова)
В городе со звучным названием Золотой ключик все давно уже забыли про жестокого и коварного Карабаса-Барабаса и его кукольный театр. Папа Карло организовал свой театр, где выступали все друзья Буратино и, конечно же, сам деревянный человечек.
Одно-единственное представление, которое шло в театре, пользовалось большим спросом.
(Уточните у детей, как они понимают значение слова спрос.)
Все жители городка ходили на спектакль, но вскоре он им наскучил, и посетителей с каждым разом становилось все меньше и меньше. Театр стал получать очень маленький доход с продажи билетов.
(Выясните у детей, что такое доход.)
Тогда Буратино предложил отцу:
- Папа Карло, давай придумаем и поставим новый спектакль, тогда снова спрос возрастет и в наш театр опять пойдут зрители!
- Но у нас нет денег, чтобы купить новые костюмы и декорации, — возразил ему папа Карло.
На это Буратино ответил:
— Папа Карло, ты же раньше играл на шарманке и зарабатывалденьги. Может, это нам поможет? А я буду рядом танцевать!
Папа Карло одобрил идею Буратино, починил свою шарманку и как когда-то стал радовать всех обитателей городка музыкой. Буратино танцевал рядом с отцом, а за это жители щедро платили уличным артистам. В результате они получили хороший доход. Так, всего за несколько дней было собрано достаточно денег для покупки и декораций, и костюмов к новому спектаклю, что папа Карло и Бу-ратино, собственно говоря, и сделали. Они приобрели театральные костюмы, декорации, много репетировали и замечательно подготовились к новому представлению.
В назначенный день премьера в театре прошла на ура. Папа Карло и Буратино заработали столько денег, что их хватило на покупку костюмов еще и к другим спектаклям.
Чего нельзя, того нельзя
Один раз мама сказала папе:— Не повышай голос!И папа сразу заговорил шепотом.С тех пор Таня никогда не повышает голос; хочется ей иногда покричать, покапризничать, но она изо всех сил сдерживается. Еще бы! Уж если этого нельзя папе, то как же можно Тане?Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!