Частота дыхания и пульса: нормы, таблица по возрастам у детей

Введение

Исследование функции внешнего дыхания у лабораторных животных – частая задача, как при изучении токсичности лекарственных средств, для оценки фармакологической безопасности, так и при изучении фармакодинамики. Оценка функции внешнего дыхания также очень важна при доклиническом изучении ингаляционных средств.

Оценка частоты дыхательных движений (ЧДД) позволяет дифференцировать сенсорные раздражители верхних дыхательных путей и «легочные» раздражители. Такие раздражители, как аммиак, хлор и формальдегид вызывают раздражение верхних дыхательных путей, а такие, как диоксид азота и озон, вызывают раздражение легких.

При этом неизбежно возникает вопрос: каковы нормальные значения показателей функции внешнего дыхания, в частности частоты дыхательных движений у здоровых животных? ЧДД – достаточно вариативный показатель, который зависит не только от вида, пола и возраста животного.

У здоровых животных на частоту дыхания оказывают влияние многие факторы: днем ЧДД больше, чем ночью в покое; молодые животные и животные небольшого размера дышат чаще взрослых и крупных. Учащение дыхания наблюдается во время движения, кормления, пересадки животных, при контакте с незнакомыми объектами, при изменении температуры воздуха в помещении, наличии каких-либо стрессогенных воздействий.

Нормальные показатели ЧДД, указанные в литературных источниках, крайне противоречивы, особенно это касается кроликов и морских свинок, которые реже, чем мыши и крысы, выступают в качестве тест-систем.

Цель данного исследования – оценка частоты дыхательных движений у наиболее часто используемых в доклинических исследованиях видов лабораторных животных (мышь, крыса, морская свинка, кролик).

Ведем точный подсчет

Измерение частоты дыхательных движений не требует каких-либо особенных навыков или оснащения. Все, что понадобится – это секундомер (или часы с секундной стрелочкой) и соблюдение простых правил.

Человек должен находиться в спокойном состоянии и в удобной позе. Если речь идет о детях, особенно раннего возраста, то подсчет дыхательных движений лучше проводить во сне. Если такой возможности нет, следует максимально отвлечь испытуемого от проводимой манипуляции. Для этого достаточно взяться за запястье (где обычно определяется пульс) и тем временем подсчитывать частоту дыхания. Следует отметить, что и пульс у детей младше года (около 130-125 ударов в минуту) не должен вызывать опасений — это норма.

Учитывая, что дыхание имеет свой ритмический цикл, необходимо соблюдать и длительность его подсчета. Обязательно проводите измерение ЧДД в течение целой минуты, а не умножая результат, полученный всего за 15 секунд, на четыре. Рекомендуется провести три подсчета и вычислить среднее значение.

Чтобы узнать, какова норма частоты дыхания у детей, можно заглянуть в таблицу, в которой указаны все данные. Но прежде можно подсчитать количество дыхательных движений в домашних условиях. Сделать это совсем не сложно. Какие-то особые навыки маме не понадобятся. Методика подсчета такова:

  • взять часы, имеющие секундную стрелку, или обычный секундомер;
  • когда измеряются дыхательные движения, малыш должен быть абсолютно спокоен и находиться в позе, в которой ему удобно. Если карапузики совсем маленькие, то частота дыхания у детей во сне измеряется намного удобнее и для них, и для мам. Еще один вариант — измерять, когда кроха максимально отвлечен от этой процедуры;
  • мама должна помнить, что ЧСС и ЧДД (пульс и частота дыхания) у малышей до годика в два-три раза выше, чем у взрослого человека;
  • чтобы провести исследование, мама должна поместить свою руку на животик или визуально постараться определить частоту вдохов;
  • продолжительность подсчета всего одна минута (длительность связана с ритмичным циклом дыхания);
  • чтобы точность подсчетов была как можно больше, доктора предлагают сделать это исследование трижды, а потом вычислить среднее значение.

Согласно этой методике, сделать все можно очень быстро и просто. Главное — следовать всем рекомендациям.

Оснащение:Секундомер или часы ссекундной стрелкой, температурный лист,ручка.

1. Объяснить маме или ребёнку ходпредстоящей манипуляции.

2. Получить согласие мамы или пациента.

3. Провести санитарную обработку рук.

|4. Придать положение пациенту «сидя»или «лёжа».

1. Положить 11, III, IV пальцы на областьлучевой артерии, 1 палец должен находитьсясо стороны тыла кисти.

2. Прижать слегка артерию и почувствоватьпульсацию артерии.

3. Взять часы или секундомер.

4. Подсчитать количество сокращений за1 минуту в покое.

1. Вымыть и осушить руки.

2. Записать результат в температурныйлист.

1. У детей до 1 года пульс определяют нависочной, сонной артерии, у детей старше2-х лет — на лучевой.

2. Кисть и предплечье при подсчёте пульсане должны быть «на весу».

Читайте также:  Норма толщины эндометрия по дням цикла

Тип дыхания вашего ребенка

Наблюдая за дыханием ребенка,
присмотритесь, какой у него тип дыхания:

Брюшной тип

– ребенок дышит, надувая и втягивая живот.

Грудной тип

– ребенок дышит, приподнимая и опуская грудную клетку.

Смешанный тип
– ребенок совмещает первый и второй типы дыхания.

Брюшное дыхание
оптимально для малышей, именно так и должны дышать маленькие детки
. Поэтому следите за тем, что одежда не давила им на животик, избавьтесь от тесных трусиков, джинс и колготок с тугой резинкой, не затягивайте ремень на поясе. Если одежда оставляет розовое полосы на коже, значит, она слишком тугая. То же относится и к пижаме. Помните, как поступали наши предки? Укладывали и мальчишек, и девчонок спать в просторных длинных ночных рубашках.

Никогда не требуйте у вашего ребенка втянуть живот
, в этом случае мышцы живота прекращают участвовать в процессе дыхания, и работа легких ухудшается.

Упражнение для тренировки брюшного дыхания

Детская йога предлагает множество дыхательных упражнений, которые можно успешно применять на занятиях с детьми, что мы сейчас и сделаем.Уложите ребенка на коврик. Пусть подложит ладошки под голову и немного согнет ноги в коленях. Попросите его, совершая вдох, надувать животик наподобие воздушного шарика.

А на выдохе представьте, что шарик резко сдулся, и попросите ребенка как следует напрячь мышцы живота и втянуть его внутрь из всех сил. Пусть малыш задержит дыхание после выдоха и начнет новый вдох только тогда, когда почувствует в этом необходимость. Повторите 5-10 раз.Упражнение тренирует не только дыхательную систему, но и укрепляет мышцы брюшного пресса и оказывает мягкое массажное действие на внутренние органы, стимулируя и улучшая их работу.

Грудное дыхание
, как правило, используемый в основном женщинами тип дыхания. Однако, дети и мужчины тоже использую такой тип дыхания, когда находятся в сидячем положении. Грудное дыхание также нужно развивать и выполнять правильно, чтобы дыхательный процесс происходил эффективно и функционально.

Упражнение для грудного дыхания

Опять возьмем упражнение из детской йоги. Пусть ребенок примет позу льва или сфинкса. Но название «лев» хотя и не соответствует строго этой позе, ребенку будет понятнее. Ребенок ложится на живот, выпрямляет ножки и опирается на ладони и предплечья согнутых рук. Грудная клетка приподнимается над поверхностью.

Теперь нужно сделать глубокий полный вдох и набрать полную грудь воздуха, чтобы грудная клетка еще больше приподнялась и раскрылась. Пусть ребенок задержит дыхание на несколько секунд (посчитайте до трех), а потом быстро и энергично выдохнет, расслабляя мышцы и опускаясь. Тут тоже нужно сделать небольшую паузу и повторить упражнения сначала еще несколько раз.

Смешанное дыхание
, когда в процессе дыхания участвуют и мышцы пресса и грудная клетка, считается самым здоровым. Когда выосвоите с ребенком брюшное и грудное дыхание
, нужно будет соединить приобретенные навыки. Но об этом в следующей статье: Как научить ребенка правильно дышать.

329. Анатомическими особенностями полости носа у детей раннего возраста являются:

1) недоразвитие полостей *

3) плотность хрящей

4) узость носовых ходов *

330. Апноэ у новорожденных детей связано:

1) с недостатком сурфактанта

331. Особенностями гортани у детей раннего возраста являются:

2) податливость хрящей *

332. Особенностями бронхов у детей раннего возраста являются:

1) слабые развития мышечных и эластичных волокон *

2) узкий просвет бронхов *

3) недостаточное кровоснабжение слизистых оболочек

4) недоразвитие хрящевого каркаса *

5) хорошее сопротивление спадению бронхов

333. Особенностями лёгочной ткани у детей раннего возраста являются:

1) обильное развитие кровеносных сосудов *

3) недостаточное развитие ацинуса *

4) хорошая воздушность лёгочной ткани

5) недостаточное количество альвеол *

6) широкие бронхи

334. Пуэрильное дыхание у детей обусловлено:

1) тонкой стенкой грудной клетки *

2) узостью носовых ходов

3) примесью ларингеального дыхания *

4) широким просветом бронхов

5) малой воздушностью легочной ткани *

335. Пуэрильное дыхание у детей выслушивается в возрасте:

1) с рождения до 4 лет

2) с 6 мес. до 5-7 лет *

3) с 1 года до 8 лет

4) с 6 мес. до 12 лет

336. С какого возраста соотношение частоты дыхания и пульса составляет 1:4:

2) с 1 года *

337. Склонность к ателектазам у детей раннего возраста объясняется:

1) недоразвитием дыхательного центра

2) отсутствием коллатеральной вентиляции *

3) хорошим кровоснабжением лёгких

4) узостью бронхов *

338. На заднюю поверхность грудной клетки справа проецируется доля лёгкого:

Читайте также:  ГЕПАРГИН Состав - Медицинский портал - клиники, медикаменты, врачи, отзывы

1) верхняя *

2) средняя

3) нижняя *

339. Частота дыхания в 1 мин в возрасте 1 месяц:

340. Частота дыхания у ребенка в 1 год в среднем составляет:

1) 25-30 в 1 мин

2) 30-35 в 1 мин *

3) 35-40 в 1 мин

4) 40-50 в 1 мин

341. Частота дыхания у ребенка 5 лет в среднем составляет:

1) 17-22 в 1 мин

2) 23-30 в 1 мин *

3) 31-35 в 1 мин

4) 36-42 в 1 мин

342. Частота дыхания в 1 мин в возрасте 10 лет:

343. Шум трения плевры:

1) выслушивается в обе фазы вдоха *

2) на высоте вдоха

3) образуется в альвеолах

4) исчезает при надавливании стетоскопом на грудную клетку *

5) исчезает после покашливания

344. Колебания частоты дыхания у доношенных новорожденных в покое составляют:

1) 25-30 в 1 мин

2) 30-50 в 1 мин *

3) 40-60 в 1 мин

4) 60-70 в 1 мин

345. Эффективность системы внешнего дыхания определяется процессами:

1) вентиляцией альвеолярного пространства *

3) диффузией газов через мембрану *

4) активностью окислительных ферментов

5) активностью дыхательного центра

346. Начало формирования ацинусов во внутриутробном периоде относится к:

1) 24 неделе *

2) 16-20 неделе

3) 28-30 неделе

4) 35-36 неделе

5) 4-й неделе

347. Частота дыхания годовалого ребенка:

348. Преобладающий тип дыхания у девочек в пубертатном периоде:

1) брюшной

2) грудной *

3) грудо-брюшной

4) диафрагмальный

5) реберный

349. Трахея почти полностью сформирована к:

1) к рождению *

2) к 5 годам

3) с возрастом происходит некоторое увеличение размеров трахеи

5) к 12 годам

350. Какие сегменты легкого у ребенка первого года жизни вентилируются хуже:

351. Относительная редкость носовых кровотечений у ребенка первого года жизни объясняется:

1) слабой васкуляризацией

2) сухостью слизистой оболочки

3) отсутствием нижнего носового хода

4) недоразвитием кавернозной части подслизистой ткани *

5) мягкостью хрящей

352. Частота дыхания ребенка 5 лет за 1 мин.:

353. Легкость расстройства капиллярного легочного кровотока у детей объясняется:

1) обильной васкуляризацией *

2) недостаточным развитием эластической ткани

3) наличием шунтирования крови, минуя альвеолярные пространства *

4) слабым развитием мускулатуры

354. Время формирования нижнего носового хода у ребенка:

1) к рождению

3) к 7 годам

4) к 4 годам *

5) к 15 годам

355. У здоровых детей в покое частота дыхания колеблется в пределах:

5) 25% от средневозрастной нормы

356. Легочная ткань новорожденного отличается:

1) обильным развитием соединительной ткани

2) обильным развитием кровеносных сосудов *

3) хорошо развитой эластической тканью

4) недостаточным развитием эластической ткани *

5) развитыми альвеолами

357. Пуэрильное дыхание, свойственное здоровым детям, выслушивается до:

1) 5 — 6 месяцев

2) 1 — 1,5 лет

3) 2 — 2,5 лет

4) 5 — 7 лет *

358. Формирование гайморовой пазухи заканчивается:

1) к рождению

3) к 2 годам

4) к 12 годам

5) к 7 годам *

359. Меньшая глубина дыхания у детей объясняется:

1) недостаточным развитием мускулатуры

2) лучшей переносимостью гипоксии

3) небольшой массой легких *

4) особенностями строения грудной клетки *

5) незрелостью дыхательного центра

360. Соотношение дыхание/пульс у детей на 1-ом году:

361. Воронкообразная форма гортани, узость голосовой щели, богатство слизистой оболочки кровеносными и лимфатическими сосудами сохраняются до:

362. Дыхание через рот у детей первого полугодия жизни почти невозможно вследствие:

1) недоразвития носовых ходов

2) недоразвития челюсти

3) оттеснения надгортанника большим языком *

4) мягкости надгортанника

5) отсутствия зубов

363. Формирование решетчатых пазух носа заканчивается:

1) к рождению

3) к 15 годам

4) к 7 годам *

5) к 12 годам *

364. Образование сурфактанта, покрывающего альвеолы, происходит внутриутробно в сроки:

1) 16-20 недель

2) 24-35 недель *

3) 36-38 недель

4) 39-40 недель

365. В основе пуэрильного характера дыхания лежат:

1) узость бронхов *

2) значительное развитие интерстициальной ткани *

3) недоразвитие мышц бронхов

4) мягкость бронхиальных хрящей

5) сухость слизистой оболочки

366. Крипты в небных миндалинах развиты хорошо:

1) к 3 годам

2) к рождению

3) на первом году

5) к 4-10 годам *

367. Формирование альвеол заканчивается:

1) к рождению

2) к 2 месяцу

3) к 2 годам

4) к 5 годам

5) к 8 годам *

368. Различие в строении гортани у мальчиков и девочек обнаруживается с:

369. У ребенка раннего возраста легкость смещения трахеи объясняется:

1) нежностью слизистой оболочки

2) обильной васкуляризацией

3) недоразвитием эластической ткани

Читайте также:  Особенности развития ребенка в 7 месяцев

4) мягкостью хрящевого каркаса *

370. Аритмичность дыхания у детей первого года жизни объясняется:

1) незрелостью медуллярной части дыхательного центра

2) незрелостью апноэтической части дыхательного центра

3) незрелостью пневмотаксической части дыхательного центра *

4) недоразвитием дыхательной мускулатуры

5) особенностями строения грудной клетки

371. Возникновению ателектазов легких при заболеваниях грудных детей способствуют:

1) недоразвитие дыхательного центра

2) недоразвитие эластической ткани *

3) отсутствие коллатеральной вентиляции *

4) узость просвета бронхов *

5) гиперсекреторная реакция слизистой бронхов при воспалении *

372. Верхнечелюстная (гайморова) пазуха рентгенологически обнаруживается:

при рождении

1) с 3 месяцев *

373. Поверхностный характер дыхания, его неритмичность компенсируются:

1) усиленным кровоснабжением

2) усиленной мышечной работой

3) учащением дыхания *

4) усилением активности ферментов

5) повышением коэффициента использования кислорода

374. В какие доли и сегменты легкого чаще всего попадает инородное тело:

1) верхняя доля слева

2) 10-й сегмент

3) средняя доля

4) 8-й сегмент

5) нижняя доля справа *

375. Развитие эластической ткани легкого завершается:

1) к рождению

3) к 2 годам

4) к 5 годам

5) к 12 годам *

376. В механизме первого вдоха имеют значение:

1) снижение рО 2 *

2) повышение рСО 2 *

3) раздражения кожных рецепторов температурные

4) болевые раздражения

5) ацидоз *

377. С какого возраста возможно измерение жизненной емкости легких у ребенка:

2) с 5 лет *

1) богаты лимфоидной тканью *

2) обильно кровоснабжаются *

3) кровоснабжаются скудно

4) бедны лимфоидной тканью

5) утолщенные

379. Небные миндалины не выходят из-за дужек:

1) к 15 годам

2) к 5 годам

3) у новорожденных

5) на первом году *

380. При проверке симптома Кораньи у здорового ребенка школьного возраста укорочение звука получают над:

1) вторым грудным позвонком

2) первым грудным позвонком

3) третьим грудным позвонком

4) четвертым грудным позвонком *

5) пятым грудным позвонком

381. Лобная пазуха у ребенка:

1) к рождению отсутствует *

2) к рождению развита слабо

3) начинает развиваться с 7 лет *

4) формирование заканчивается к 10 годам

5) формирование заканчивается к 15 годам *

382. Когда увеличиваются длина и ширина носовых ходов у ребенка:

2) к 2 годам

3) по мере увеличения лицевых костей *

4) по мере прорезывания зубов *

5) к 12 годам

383. С какого возраста возможно определение высоты стояния верхушек легких и ширины полей Кренига:

3) с 5 лет *

384. Созревание бронхолегочной ткани заканчивается:

1) к 5 годам

2) к 3 годам

3) к 12 годам *

4) к 7-8 годам

5) к 15 годам

385. Решетчатая придаточная пазуха носа рентгенологически может быть обнаружена:

2) при рождении

3) к 3 месяцам *

4) к 2 годам

5) к 7 годам

386. Анатомическими особенностями полости носа у детей раннего возраста являются:

1) недоразвитие полостей *

2) нежность слизистой оболочки *

3) плотность хрящей

4) узость носовых ходов *

5) несформированный нижний носовой ход *

387. Апноэ у новорожденных детей связано:

1) с недостатком сурфактанта

2) с незаконченной дифференцировкой дыхательного центра *

3) с гипоксией дыхательного центра

4) со слабостью сокращения диафрагмы

388. Особенностями гортани у детей раннего возраста являются:

1) хорошее развитие эластической ткани

2) податливость хрящей *

4) нежность слизистой оболочки *

389. Развитию обструкции бронхов при заболеваниях детей раннего возраста способствуют:

1) недоразвитие хрящевого каркаса и эластических волокон *

2) недостаточное кровоснабжение слизистых оболочек

3) узость просвета бронхов *

4) гиперсекреция слизи *

5) отсутствие коллатеральной вентиляции

390. Поверхностный характер дыхания (малый дыхательный объем) у детей раннего возраста обусловлен:

1) наклонным положением ребер

2) ограниченными экскурсиями грудной клетки *

3) слабостью дыхательной мускулатуры *

4) небольшой массой легких *

5) большей частотой дыхания

391. Неустойчивый ритм дыхания в первые месяцы жизни у здоровых детей проявляется:

1) неравномерностью пауз между вдохом и выдохом *

2) чередованием глубоких вдохов с поверхностными *

3) кратковременным апноэ во сне *

4) апноэ более 20 сек во сне

5) лабильностью ритма при нагрузке *

392. Показатели внешнего дыхания при дыхательной недостаточности II степени характеризуются следующим:

1) МОД увеличивается *

2) МОД снижается

3) ЖЕЛ снижена, более чем на 40% *

4) объем дыхания и резерв дыхания снижены до 50% и менее нормы *

5) дыхательный эквивалент повышен *

393. Показатели внешнего дыхания при дыхательной недостаточности I степени:

1) МОД не изменен

2) МОД повышен *

3) ЖЕЛ, резерв дыхания нормальный

4) объем дыхания несколько снижен *

5) дыхательный эквивалент повышен

Автор записи: mamaexpert

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.