Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Государственное учреждение образования «Ясли — сад №3 «Радуга» г. Заславля»

Игры для детей 3 лет

Для того чтобы все заложенные в ребенке возможности могли реализоваться, чтобы он вырос умным и сообразительным, необходимо прислушиваться к малышу, стараться понять особенности, присущие его возрасту, оценивать его индивидуальные способности.

Трехлетний возраст знаменует окончание раннего детства и начало дошкольного возраста. Малыш начинает осознавать себя отдельно от мира взрослых, он начинает более самостоятельную жизнь. Ребенок уже накопил некоторый опыт, он довольно много знает, умеет и, конечно, стремится к новым знаниям. Помогите ему в этом.

В познавательном развитии дошкольника главное – это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение – вот то, что привлекает ребенка.

Игры и упражнения, которые предлагаются для детей этого возраста, строятся на действиях ребенка с разнообразными предметами и изучении их свойств. Для развития восприятия приведены игры, в которых ребенку надо сравнивать предметы по цвету, форме, размеру и находить среди них одинаковые. Важно при этом обращать внимание на одни свойства или признаки и игнорировать другие значимые особенности предметов, например их назначение. Это может вызвать у малыша затруднения, и тогда понадобится ваше участие.

Особой ценностью подвижных игр для этого возраста является возможность одновременно воздействовать на моторику и сознание малыша. Дети 3 лет проявляют большой интерес к предметному миру, поэтому многие подвижные игры основываются на действиях с предметом и на стремлении малыша получить данный предмет в руки.

Игры, направленные на развитие внимания, потребуют от ребенка тщательного изучения свойств предметов и их сопоставления, выявления их сходства и отличия. Развитию вербальной памяти способствует участие ребенка в ролевой игре, где запоминание слов является необходимым условием выполнения малышом определенной роли.

Некоторые игры направлены на тренировку зрительной памяти, другие ориентированы на развитие мышления ребенка. Трехлетнему малышу наиболее подходит решение мыслительных задач, требующих понимания строения предметов и их взаимного пространственного расположения. Подобным задачам отводится значительное место среди описанных в этом разделе.

Следующая группа игр направлена на активизацию творческих способностей ребенка, стимулирование его воображения. Ребенку необходимо будет отмечать одновременно разные качества предметов, искать разнообразные варианты интерпретации одной и той же ситуации или рисунка. И наконец, математические игры и упражнения помогут ребенку научиться определять количественные отношения между предметами.

Занимаясь с ребенком, помните, что целенаправленность его действий лишь только начинает формироваться. Малышу еще очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому.

Быстро наступает утомление. Внимание ребенок может сосредоточить одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес у него возникает легко (особенно, когда малыш видит новые и яркие предметы), но так же легко и исчезает. Поэтому ваши действия в игре должны учитывать эти возрастные, а также индивидуальные особенности ребенка.

Игры для детей 6 лет

Заканчивается дошкольное детство вашего ребенка. И вы все чаще задумываетесь о том, что еще немного – и он будет ходить в школу. Конечно, вам хочется как можно лучше подготовить его к этому…

На наш взгляд, главное для ребенка – быть активным, сообразительным, раскрепощенным. Успешно учиться в школе он сможет, если научится управлять своим поведением и эмоциями, согласовывать свои сиюминутные желания с тем, что необходимо сделать. Важно формировать и развивать у ребенка умение последовательно и целенаправленно двигаться к поставленной цели.

Читайте также:  Прохождение и этапы ЭКО по дням цикла

Детям 6 лет недоступны игры со сложными движениями, требующие определенных взаимоотношений между игроками. Поэтому в этом разделе представлены в основном групповые имитационные игры сюжетного характера. Необходимо помнить, что дети в этом возрасте отличаются особой подвижностью и потребностью в движении.

Интерес к новому, гибкое мышление и развитая речь – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать. На них и стоит обратить внимание в этом возрасте в первую очередь.

Скучные для ребенка занятия, похожие на школьные уроки, не только не способствуют этому, но и могут сформировать у ребенка негативное отношение к будущей учебе. Эффективнее будет организовывать интересные игры-занятия, в которых он сможет добиться успеха. Они могут быть достаточно сложными и длительными, главное, чтобы в результате ребенок справился с заданием, пусть даже он чуть-чуть устанет при этом.

Описанные в этом разделе игры и упражнения также направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения ребенка, но акцент сделан на обучение планированию и последовательному выполнению намеченного плана, на развитие целенаправленных и произвольных форм поведения. В общем развитии старшего дошкольника все большую роль начинает играть речь. Поэтому среди игр для детей этого возраста много игр со словами.

Уровень подготовки детей к школе и их способности различны. Важно давать ребенку задания, которые соответствуют его уровню и располагают к развитию. Сложность таких заданий соответствует уровню развития ребенка, они вызывают интерес и мотивируют познание.

Слишком простые задания могут привести к завышению оценки своих способностей и, как следствие, поверхностному отношению к учебе. Слишком трудные задания могут вызвать сопротивление при их выполнении, неуспех может породить неуверенность в себе.

Для развития логического мышления детям 6 лет рекомендуется выполнять игровые упражнения, в которых требуется сравнить те или иные признаки или предметы. Обычно, сравнивая предметы, ребенку легче найти отличия, чем сходства. Это происходит потому, что в дошкольном возрасте недостаточно сформирована операция обобщения.

Развить ее можно на заданиях по объединению предметов в группы, исключению лишнего предмета из группы, обозначению группы предметов одним понятием. При этом необходимо помнить, что ребенок может обобщать по разным основаниям, о которых вы можете и не сразу догадаться, например по ситуативным признакам (вилка, хлеб, скатерть, стол – предметы, обычно находящиеся рядом в пространстве); по функциональному назначению (крючок, поплавок, удочка, лодка – предметы, используемые при рыбной ловле); по категориальным признакам (диван, стол, кровать – мебель).

В течение жизни ребенок осваивает различные способы взаимодействия с предметами. Некоторые из них становятся привычными, ими ребенок пользуется чаще, чем другими. Однако зачастую решение каких-то жизненных проблем находится за рамками привычных представлений и способов действия. Поэтому полезно обращать внимание детей на альтернативные способы действия в ситуациях, в играх предлагать сделать что-то другим способом.

В этом разделе приводятся игры, направленные на развитие умения искать и осваивать альтернативные варианты решения. Такие игры мы предлагаем начать с работы над осмыслением значений слов, которые в зависимости от ситуации могут обозначать разные понятия. Так, например, глагол «давить» в словосочетании «давить ягоды» означает «получать сок»; словосочетание «раздавить игрушку» – «сломать игрушку»; «придавить ветку, траву» – «освободить путь» и т. д.

Читайте также:  Как научить ребенка ползать?

Изменению привычного образа действия способствуют игры и упражнения, в которых ребенку предлагается сыграть роль другого существа (кошки, коровы, бабочки и т. п.). Глядя на привычные ситуации с иной позиции, ребенок может предложить массу других возможных способов действия, зачастую неожиданных и необычных.

Предоставьте ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным – и тогда у него появится уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем многого добиться. Самое главное – во время игры отмечайте все достижения малыша и не акцентируйте недостатки, а больше хвалите за успехи.

Обучение счету детей 3-4 лет

Угости кукол

Вам потребуются: 3 куклы или мягкие игрушки, вырезанные из бумаги конфеты.

Поиграйте с малышом в куклы. Постройте игру таким образом, чтобы одна из кукол пригласила в гости двух других. Выложите две конфеты и предложите ребенку угостить ими всех кукол. Одна из кукол остается без конфеты. «Как же так получилось? Давай-ка посчитаем, сколько у нас кукол — одна, две, три. Три куклы, а конфет сколько? Всего две?

Игра развивает навыки сопоставления, обучает счету.

В мяч — со счетом

Вам потребуется: мяч.

Кидайте друг другу мяч, считая при этом: вы кидаете мяч ребенку, говорите: «Один», малыш возвращает вам мяч со словами: «Два» и т.д. Усложняя игру, можно считать в обратном порядке: «Пять, четыре, три и т.д.».

Меня посчитали

Вспомните мультфильм «Как козленок научился считать». Обыграйте его. Если у вас нет игрушек, повторяющих персонажей мультфильма (теленок, корова, бык, лошадь, свинья и т.д), замените их на любые другие. Поручите одной из игрушек пересчитать своих друзей.

Строим дом

Вам потребуются: кубики или конструктор «Лего».

Предложите малышу построить многоэтажный дом. Заранее обговорите, сколько у него будет этажей. Во время игры давайте ребенку задания: «Привези, пожалуйста, 2 красных кубика для первого этажа. Спасибо, теперь три синих — для третьего этажа». После окончания работы попросите кроху посчитать, сколько этажей вы построили. Разрушив строение, можно посчитать, сколько кубиков понадобилось для его постройки.

Вагончики

Вам потребуются: карточки с цифрами от 1 до 10.

Нарисуйте паровоз и попросите малыша прицепить к нему вагончики, но с одним условием: все вагончики должны идти по порядку, начиная с первого. Помогайте ребенку, задавайте ему наводящие вопросы: «А после цифры 3 какая идет цифра? Где у нас вагончик № 4?». После того, как поезд будет готов, отправьте его в путешествие: пусть кроха изобразит гудок паровоза, стук колес.

Две половинки одного целого

1 занятие

Вам потребуются: яблоко или любой другой круглый плод, геометрические фигуры.

Угостите малыша яблоком. Другое разрежьте пополам, продемонстрируйте, как из двух половинок можно сложить целое яблоко. Попросите ребенка описать, чем половинка отличается от целого фрукта (не круглая, меньше размером и т.д.). Затем рассмотрите геометрические фигуры, вырезанные из картона, повторите их названия, цвет.

Читайте также:  Амблиопия у ребенка: синдром ленивого глаза

Разрежьте круг на две половинки. Так же, как и в случае с яблоком, поговорите об их особенностях, соедините их, показав крохе получившийся круг. Разрежьте круг меньшего диаметра. Попробуйте соединить половинку большего круга с половинкой меньшего. Зафиксируйте внимание ребенка на том, что из половинок разного размера не получается целой фигуры. Для большей наглядности соедините половинки яблока и апельсина.

Игра знакомит ребенка с дробями.

2 занятие

Рассмотрите квадрат. Разрежьте его пополам вдоль или поперек. Попросите ребенка назвать получившиеся фигуры (прямоугольники). Повторите материал предыдущего занятия, складывая половинки в единое целое. Попробуйте соединить половинку квадрата с половинкой круга. Прокомментируйте. Теперь разрежьте квадрат по диагонали.

3 занятие

Вам потребуются: геометрические фигуры, вырезанные из картона.

Закрепляя материал предыдущих занятий, пробуйте разрезать пополам все геометрические фигуры, комментируя свои действия. Объясните ребенку, что половинками можно называть только равные части чего-либо. Продемонстрируйте наглядно, разрезав круг или квадрат так, чтобы одна часть была больше другой. Поделите на неравные части апельсин или яблоко: «Посмотри, вот эта часть большая, значит, кто-то съест больше, а кто-то — меньше».

Геометрическое лото

Вам потребуются: игра «Лото» или самодельные карточки.

Если у вас нет возможности приобрести готовую игру «Лото», карточки для нее можно изготовить самим, для этого небольшие прямоугольники, вырезанные из картона, расчертите пополам, на каждой из половинок нарисуйте какую-либо геометрическую фигуру. Объясните ребенку правила игры: каждому из игроков раздаете равное количество карточек.

Вы делаете ход, ребенок среди своих карточек ищет ту, на одной из половинок которой изображена фигура, повторяющая одну из фигур вашей карточки и т.д. Выкладывая карточки, обязательно называйте получившуюся фигуру. Усложняя задание, можно попросить выкладывать фигуры только одного цвета, или повторять только цвет, выкладывая разные фигуры.

Игра помогает закрепить ранее полученные знания по темам «Цвет», «Форма», развивает внимание.

Вспомни и посчитай

Задавайте ребенку вопросы, для ответа на которые необходимо вспомнить количество тех или иных предметов, например, сколько комнат в нашей квартире; сколько раз в день ты чистишь зубы; сколько деревьев растет в нашем дворе и т.д. Поменяйтесь ролями: малыш задает вопросы, вы отвечаете.

Игра способствует развитию памяти, наблюдательности, внимания, обучает счету.

Чего больше?

Вам потребуются: игрушечная посуда: 4 тарелки, 3 ложки.

Кукла Света пригласила гостей. К ней пришли пять игрушек. Надо их угостить. Попросите малыша поставить перед каждым гостем тарелку. Но тарелок всего четыре. Спросите ребенка, почему одному из гостей не хватило тарелки? Подведите кроху к форме ответа: «Гостей больше, чем тарелок». Что надо сделать, чтобы тарелок и гостей стало поровну?

Поставьте недостающую тарелку. «Ну вот, сейчас гостей и тарелок поровну». Теперь в каждую тарелку надо положить ложку. Две тарелки остались без ложек. Почему? Задавайте ребенку вопросы, в ответах на которые должны звучать слова «больше», «меньше». «Сколько у нас ложек? А тарелок? Значит ложек … чем тарелок, а тарелок … чем ложек».

Игра развивает навыки сопоставления.

Автор записи: mamaexpert

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.