Что должен уметь ребенок в 5 лет
Известно, что дети не могут совершенствоваться равномерно по всем показателям, но зная, что должен уметь ребенок в 5 лет, взрослые могут составить для малыша специальную развивающую программу и не допускать отставаний в разных областях.
Общие критерии развития рассматриваются в нескольких плоскостях:
Физическое состояние ребёнка предполагает, что в соответствии с возрастом, он должен уметь:
- уверенно управляться с мячом, бить по нему без промахов, кидать достаточно далеко, используя ножки и ручки;
- поддерживать равновесие, помогая себе руками при прохождении по узкому парапету или доске;
- совершать прыжки, кувыркаться и качаться на качелях, не испытывая дискомфорта;
- лазить по канату, перекладинам, вертикально поставленным лестницам, удерживаясь двумя или одной рукой;
- выдерживать длительные переходы, благодаря возросшей выносливости и силе ног;
- преодолевать углубления и возвышения с помощью карабканья и перепрыгивания;
- пробегать несколько сотен метров, огибая возникшие препятствия.
Малыши в возрасте 5 лет уже не спотыкаются – они хорошо замечают лужи, ямки и другие неровности дороги, а, вследствие развития координации, практически, не падают.
В плане мыслительных возможностей, малыши оптимально подготовлены к обучению базовым знаниям основных школьных предметов:
- многие из них уже разбираются в числах, знают счёт и основные арифметические действия;
- узнают и пишут отдельные буквы;
- особо развитые детки способны читать по слогам;
- могут изобразить на бумаге фигуры разной сложности;
- прекрасно ориентируются в понятии времени, днях, месяцах и временах года;
- отличают цвета и оттенки;
- находят связь между явлениями и объектами;
- собирают элементы конструктора по заданному примеру;
- обладают своеобразной логикой, характерной для ребёнка.
Повышается концентрация внимания и памяти у детей – более того, эти процессы становятся осмысленными. Ребёнок уже может запоминать некоторые вещи по своему желанию и, при необходимости, заставлять себя некоторое время сосредотачиваться при обучении:
- они с лёгкостью называют лишний или пропавший предмет;
- умеют планировать свою работу, раскладывая её на этапы;
- с лёгкостью складывают пазлы и собирают детали конструктора по схеме;
- имеют представление о последовательности действий, незнакомые слова, в том числе иностранные, запоминают очень быстро, при этом не путают свой и чужой язык;
- удерживать внимание дети могут беспрерывно до 15 минут, после чего желательно переключать их на другой вид деятельности.
Языковой лексикон пятилеток отличается внушительным объёмом, ведя диалог, детишки уже не путаются в словах, а предложения их становятся длинными и более сложными:
- в речи детей уже активно используются все словарные и лексические формы;
- фактически, все проговариваемые буквы произносятся грамотно, за исключением «Р»;
- повествование ребёнка отличается присутствием различных по смыслу интонаций;
- при ошибках в словах, дети уже способны поправлять себя сами.
Благодаря развитию образного мышления, малыш уже может преобразовывать некоторые свои мысли и сделанные выводы в словесную форму. Он уже способен произнести и монолог, но так как пока ребёнку легче общаться посредством небольших фраз, подкрепляемых жестами и мимикой тела, он бывает довольно коротким.
Происходят небольшие сдвиги в мелкой моторике, которая ещё требует ежедневного совершенствования. По выведенным педагогами и врачами критериям, определяющим, что ребёнок должен уметь в пять лет, это правильный захват пальцами карандаша, кисточки ли ручки, лепка более мелких и выразительных деталей, умение управляться со шнуровкой, точное раскрашивание и рисование букв по клеткам.
Пятилетки в быту обслуживают себя самостоятельно – у них уже сложилось много полезных привычек. Теперь они кушают, используя не только ложки и вилки, но и научились применять нож. Несмотря на то, что дверь в ванную открыта, и мама периодически посматривает, все ли с ребёнком в порядке, моется он самостоятельно.
По поручению родителей дети могут сами постирать свои носочки, почистить обувь, а также покормить домашнее животное, так как, вполне осознают свою ответственность за жизнь питомца.
Психологи считают пятилетие самым спокойным детским возрастом, когда дети послушны, адекватны, с готовностью идут на компромисс. Они почти всегда пребывают в прекрасном настроении, готовы к восприятию новой информации и искреннее радуются каждому открытию.
Разумеется, ребёнку могут нравиться не все люди, и здесь задача родителей заключается в том, чтобы малыш соблюдал элементарные нормы поведения и старался относиться к другим участникам социума объективно и без предубеждения.
Знания, которые должны быть у ребенка 5-6 лет
В 5-6 лет знания и умения ребенка можно разделить на 2 большие группы:
- Физические умения;
- Знания о себе и мире.
Обе эти группы одинаково важны и необходимы каждому ребенку. Не стоит усиленно обучать ребенка математике и логике в ущерб играм на свежем воздухе. Малыш нуждается в постоянной смене видов деятельности. Хорошо, после обучающего занятия предложить побегать или поиграть в подвижную игру, после чего вновь вернуться к учебе.
Из физических навыков в 5-6 лет ребенок должен уметь:
- быстро бегать, оббегать или забегать на бугорки, перепрыгивать небольшие канавки, ямки, не замедляя темп;
- прыгать: на 2-х ногах вверх, вперед, в стороны; на 1-ой ноге вверх; через скакалку, небольшое препятствие.
- приседать, поставив руки на пояс или разведя их в сторону, без заваливания на бок;
- кувыркаться через голову;
- ходить: на пятках, носках, тыльной и внешней стороне стопы; высоко поднимая колени; разными видами шагов; в разном темпе и направлениях; на длинные расстояния;
- чередовать движения;
- кидать мяч из любого положения в разные стороны;
- лазать по стенке;
- висеть не перекладине на 1 или 2-х руках.
Знания о себе и мире:
- собственные имя и фамилия;
- домашний адрес;
- телефон родителей;
- правила поведения в чрезвычайной ситуации (пожар, неправомерные действия, ухудшение здоровья). Знать номера экстренных служб;
- уметь звонить по телефону, понимать и соблюдать правила телефонных разговоров;
- различать право и лево относительно своего положения;
- ориентироваться в пространстве и на плоскости, уметь объяснить нахождение названного предмета;
- понимание понятия время, умение пользоваться часами;
- знание простых антонимов, умение их подбирать;
- считать до 10 и более;
- различать количество предметов в разных группах, приводить их в равное соотношение;
- уметь определять основные материалы (пластик, стекло, камень);
- знать природные явления. Узнавать времена года, месяцы, дни недели. Называть их в правильной последовательности;
- называть наименования пальцев рук (указательный, средний, безымянный);
- знать и употреблять в речи названия предметов быта, мебели, электроприборов;
- уверенно выполнять правила дорожного движения для пешеходов;
- знать разные виды техники, марки машин. Уметь объяснить, для чего используются разные виды;
- ориентироваться и знать много домашних и диких животных. Знать, чем они питаются, где обитают, чем отличаются между собой и от человека;
- знать ряд птиц, насекомых, рыб. Уметь рассказать особенности каждого вида;
- находить и называть части тела человека, животного;
- знать ряд растений, цветов, деревьев, кустарников. Уметь объяснить, чем они отличаются между собой;
- уметь выделять лишние предметы из предложенного ряда;
- сортировать предложенные вещи по группам по названным признакам.
Это только небольшая группа умений и навыков, которые должны быть у ребенка 5-6 лет. Каждый малыш развивается по собственному индивидуальному плану, в большей или меньшей степени, осваивая указанные навыки.
Нервно-психическое развитие пятилетнего человечка
Дошкольник в своем развитии проходит путь от осознания себя отдельным человеком до осознания эмоций, переживаний и чувств. У него формируются представления о себе через деятельность. Происходит становление самооценки.
К пятилетнему возрасту дети накапливают опыт взаимодействия со взрослыми: от родителей до воспитателей детского сада. Он находит отражение в поведении ребенка. Фразы, действия, способы решения конфликтов — результат предыдущего взаимодействия взрослых с ребенком, которое не всегда было положительным. Образ взрослого — ориентация поступков дошкольника в мире людей.
Ведущий тип деятельности в развитии ребенка от 5 до 7 лет — сюжетно-ролевая игра. В ней он берет роль другого человека и через проигрывание воображаемых ситуаций моделирует его действия. Постигаются нормы социальных отношений, мир ценностных ориентаций.
Через наблюдение за игрой ребенка можно узнать о его переживаниях, помочь ему улучшить социальные навыки. После 5 лет дошкольники строят сюжет на основании любимых книг, мультфильмов. Игра отходит от внешней стороны деятельности, наполняется внутренним смыслом. Ребенок использует предметы-заменители, например палку, представляя, что скачет на лошади.
Пятилетний возраст — период становления личности и развития механизмов социального поведения.