Консультация «Что должен знать и уметь ребенок 6 лет»

Знания, которые должны быть у ребенка 5-6 лет

В 5-6 лет знания и умения ребенка можно разделить на 2 большие группы:

  • Физические умения;
  • Знания о себе и мире.

Обе эти группы одинаково важны и необходимы каждому ребенку. Не стоит усиленно обучать ребенка математике и логике в ущерб играм на свежем воздухе. Малыш нуждается в постоянной смене видов деятельности. Хорошо, после обучающего занятия предложить побегать или поиграть в подвижную игру, после чего вновь вернуться к учебе.

Из физических навыков в 5-6 лет ребенок должен уметь:

  • быстро бегать, оббегать или забегать на бугорки, перепрыгивать небольшие канавки, ямки, не замедляя темп;
  • прыгать: на 2-х ногах вверх, вперед, в стороны; на 1-ой ноге вверх; через скакалку, небольшое препятствие.
  • приседать, поставив руки на пояс или разведя их в сторону, без заваливания на бок;
  • кувыркаться через голову;
  • ходить: на пятках, носках, тыльной и внешней стороне стопы; высоко поднимая колени; разными видами шагов; в разном темпе и направлениях; на длинные расстояния;
  • чередовать движения;
  • кидать мяч из любого положения в разные стороны;
  • лазать по стенке;
  • висеть не перекладине на 1 или 2-х руках.

Знания о себе и мире:

  • собственные имя и фамилия;
  • домашний адрес;
  • телефон родителей;
  • правила поведения в чрезвычайной ситуации (пожар, неправомерные действия, ухудшение здоровья). Знать номера экстренных служб;
  • уметь звонить по телефону, понимать и соблюдать правила телефонных разговоров;
  • различать право и лево относительно своего положения;
  • ориентироваться в пространстве и на плоскости, уметь объяснить нахождение названного предмета;
  • понимание понятия время, умение пользоваться часами;
  • знание простых антонимов, умение их подбирать;
  • считать до 10 и более;
  • различать количество предметов в разных группах, приводить их в равное соотношение;
  • уметь определять основные материалы (пластик, стекло, камень);
  • знать природные явления. Узнавать времена года, месяцы, дни недели. Называть их в правильной последовательности;
  • называть наименования пальцев рук (указательный, средний, безымянный);
  • знать и употреблять в речи названия предметов быта, мебели, электроприборов;
  • уверенно выполнять правила дорожного движения для пешеходов;
  • знать разные виды техники, марки машин. Уметь объяснить, для чего используются разные виды;
  • ориентироваться и знать много домашних и диких животных. Знать, чем они питаются, где обитают, чем отличаются между собой и от человека;
  • знать ряд птиц, насекомых, рыб. Уметь рассказать особенности каждого вида;
  • находить и называть части тела человека, животного;
  • знать ряд растений, цветов, деревьев, кустарников. Уметь объяснить, чем они отличаются между собой;
  • уметь выделять лишние предметы из предложенного ряда;
  • сортировать предложенные вещи по группам по названным признакам.
Читайте также:  Как дать ребенку активированный уголь??

Это только небольшая группа умений и навыков, которые должны быть у ребенка 5-6 лет. Каждый малыш развивается по собственному индивидуальному плану, в большей или меньшей степени, осваивая указанные навыки.

Развитие интеллекта ребенка в 6 лет

Ребенок 6-7 лет проявляет активный интерес к новой информации, при этом сохраняя в памяти все полученные ранее знания. В этом возрасте увеличивается объем памяти, внимание становится в большей мере произвольным, хотя и непостоянным. Достаточно высоко и речевое развитие — словарный запас дошкольника составляет 3,5-6 тысяч слов.

В возрасте шести лет дети познают все в наглядно-образном и наглядно-действенном планах. Словесно-логическое мышление пока уступает образному, поэтому большое внимание нужно уделять практической деятельности и наглядному материалу. Умственное развитие ребенка идет параллельно с физическим и чувственным.

То есть любые двигательные навыки, например прыжки со скакалкой или вязание на спицах, стимулируют развитие интеллекта. Оригинальный способ стимуляции умственных способностей — чистописание, но необычное: левой рукой, если вы правша, и правой, если левша. Ведь левая рука ничем не хуже правой, как и правое полушарие не хуже левого.

А попробуйте взять в левую руку ложку… Попробуйте сами и дайте возможность вашему ребенку научиться владеть обеими руками в полной мере. Обучение игре на любом музыкальном инструменте помогает научиться концентрировать внимание. А также пробуждает в ребенке качества лидера: занимаясь любимым делом, он всегда пытается создать что-то новое и первый берется за воплощение своих идей.

Дети познают мир через игру. Они проигрывают сложные жизненные ситуации, выстраивая свой маленький опыт жизни. Чем больше ребенок играет в детстве, тем быстрее интеллектуально и духовно взрослеет, тем способнее и увереннее он будет. Обычно взрослые навязывают детям игры по своему разумению, вместо того чтобы наблюдать, куда устремляется внимание ребенка.

Присмотритесь к своему чаду и бережно направляйте его стремления. Дети любят не сами игрушки, но потенциал творчества, в них заключенный. Они любят разобрать игрушку, чтобы применить ее по-своему. Психологи считают, что обилие игрушек подавляет ребенка, мешает ему сосредоточиться. Если вы хотите развить у ребенка нестандартное мышление и изобретательность, не покупайте ему все, что он просит.

Один из способов развития творческого начала в ребенке — это театр или игры по ролям, в них есть возможность прямого и свободного самовыражения.

С переходом на 12-летнее образование детям приходится включаться в учебную деятельность не с 7, а с 6 лет. В связи с этим появляется несколько вопросов. К какому возрасту отнести детей шести лет: дошкольный или младший школьный? Если шестилетний ребенок начинает учиться в школе, значит ли это, что он развивается быстрее и перестает быть дошкольником, поднимаясь на следующую возрастную ступень?

Читайте также:  Беременность 5 месяцев: как выглядит живот, развитие ребенка

Полезно ли в этом возрасте включаться в школьное обучение, и каким это обучение должно быть? Все ли дети могут учиться с 6 лет? Психологи, работающие с шестилетними детьми, приходят к одному и тому же выводу: шестилетний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником, обладая всеми психологическими особенностями детей  школьного возраста.

В познавательной сфере дети 6 лет сохраняют особенности мышления, присущие дошкольному возрасту, у них преобладает непроизвольная память (так что запоминается главным образом то, что интересно, а не то, что нужно запомнить); внимание в основном непроизвольно, спецификой также является то, что ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.

Необходимо постоянное включение в урок игровых элементов, проведение специальных дидактических и развивающих игр, поскольку еще сильна потребность в напряженно-эмоциональной насыщенности всей жизни. В этом возрасте ребенок значительно лучше усваивает программу в игровой форме, чем в стандартной ситуации учебного занятия.

Нужно отметить один принципиально важный момент. В 6 лет еще существуют значительные трудности с произвольным поведением: в дошкольном возрасте произвольность только начинает формироваться. Конечно, ребенок уже может какое-то время управлять своим поведением, сознательно добиваться достижения поставленной перед ним цели, но он легко отвлекается, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.

В целом можно сделать следующий вывод. Шестилетние дети по уровню своего развития — дошкольники. Соответственно обладают психологическими особенностями, присущими данному возрасту. А потому вопрос о поступлении в первый класс ребенка 6 лет должен решаться индивидуально, исходя из его психологической готовности к школе.

Тест на развитие ребенка в 6-7 лет

Чтобы оценить развитие ребенка в 6-7 лет, предложите ему пройти следующий тест.

  1. Классификация.

Предложите ребенку выбрать лишний предмет или животное в предложенном словесном ряду. Назовите, например, корова, конь, дом; стул, диван, окно; автобус, кран, дом. В заданном ряду малыш должен определить лишнее слово, подобрав к каждому из предложенных вариантов объединяющий признак;

Идеально — малыш легко определяет лишний предмет, без необходимости рассуждать;

Хорошо — определяет лишний предмет после рассуждения вслух;

Нужно позаниматься — ребенок не может найти лишний предмет.

  1. Группировка.

Разложите перед ребенком карточки с изображением разных частей тела нескольких животных (голова, хвост, тело, рога). Предложите разложить предложенный материал по отдельным группам.

Читайте также:  БУСУНГЕРаздвижная кровать, светло-розовый80x200 см

Идеально — ребенок быстро раскладывает все необходимые элементы в правильные группы;

Хорошо — для выполнения задания кроха рассуждает над каждой картинкой, допускает несколько ошибок;

Нужно позаниматься — малыш выполняет задание без рассуждения, допускает множество ошибок.

  1. Речь.

Покажите малышу три картинки из одной сказки. Попросите разложить их в правильной последовательности, рассказать или придумать по ним сюжет;

Идеально — малыш быстро расставляет картинки в нужной последовательности, рассказывает длинную сказку, наполненную словесным описанием, различными частями речи. В истории присутствуют события, не нарисованные на картинке, но логически связанные с повествованием.

Хорошо — ребенок раскладывает карточки в нужной последовательности, рассказ сухой, преимущественно состоит из простых предложений об изображенных предметах;

Нужно позаниматься — ребенок испытывает сложности в расстановке карточек, не может составить связный рассказ.

  1. Умение концентрироваться.

Предложите ребенку самостоятельно выполнить любимый вид заданий (лабиринты, логический ряд, поиск отличий). Измерьте время полной концентрации на занятии.

Идеально — ребенок занимается 20 — 25 минут;

Хорошо — 15 — 20 минут;

Нужно развивать усидчивость — меньше 15 минут.

5.Математика.

Попросите ребенка посчитать до 15. Предложите сосчитать от 5 в обратном порядке.

Идеально — ребенок быстро проговаривает цифры в прямом и обратном порядке без ошибок;

Хорошо — быстро проговаривает цифры в прямом порядке. В обратном порядке есть ошибки;

Нужно позаниматься — малыш не может сосчитать до 15 и с 5 в обратном порядке.

После выполнения этого теста предложите ребенку ответить на ряд вопросов, раскрывающих общий объем полученных знаний необходимых для начала школьного обучения. Спросите ребенка:

  1. Как его зовут, его возраст и дату рождения;
  2. Как зовут его родителей, кем они работают;
  3. Если есть брат или сестра, как их зовут и сколько им лет;
  4. Домашний адрес и телефон мамы для связи;
  5. Название страны, столица;
  6. Какие он знает цвета;
  7. Попросите назвать основные части тела;
  8. Назвать надетую на нем одежду, обувь;
  9. Назвать 5 видов транспорта;
  10. Назвать 5 видов спорта;
  11. Назвать 5 фигур;
  12. Какой сейчас день недели, месяц, время года;
  13. Вспомнить загадку или пословицу;
  14. Назвать 5 домашних и 5 диких животных, их детенышей;
  15. Назвать 5 птиц;
  16. Назвать 5 растений;
  17. Назвать по 5 овощей и фруктов;

Если ребенок успешно ответит на все заданные вопросы — он готов приступить к обучению в школе, хорошо развит.

При отсутствии четких знаний по некоторым вопросам нужно дополнительно поработать над слабыми местами.

Автор записи: mamaexpert

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.