Логопедический массаж при дизартрии у детей в домашних условиях в картинках

3. Условия проведения логопедического массажа

• Массаж проводится лёжа или сидя. Должно быть кресло с подголовником или кушетка, или массажный стол. Ребенку должно быть удобно.• Массаж не следует проводить сразу после приема пищи, через 1,5 -2 часа.• Расслабляющий массаж лучше не проводить перед занятиями, а активизирующий нельзя проводить перед сном.

• Перед проведением массажа логопед должен вымыть руки и протереть их спиртом. Руки должны быть чистыми, без украшений, ногти короткими. Массаж языка и полости рта желательно проводить в виниловых перчатках.• Все используемые инструменты должны быть одноразовыми или обработаны согласно инструкции ОСТ 42-21-85.

• При выполнении логопедического массажа в наличие должны быть: спирт, ватные диски, палочки для ушей, стерильные салфетки, нашатырный спирт, перекись водорода, присыпка, детское масло, теплое полоскание (отвар ромашки или Ротокана).• Продолжительность сеанса не более 30 минут. Первые сеансы 10-15 минут, но и не менее 15 минут, иначе нет смысла.

• Частота массажного сеанса — ежедневно или через день, количество сеансов 10 – 15 с повтором через 2-3 недели и, при необходимости, через полгода.• Массаж должен быть дифференцированным, необходимо учитывать специфику дефекта (гипертонус или гипотонус мышц лица, губ, языка, гиперкинезы), особенности строения артикуляционного аппарата (например, укороченная подъязычная уздечка).

• Схема логопедического массажа должна опираться на классический массаж и разработанные специальные массажные комплексы.• Приёмы массажа не должны вызывать болезненных ощущений и отрицательных эмоций у ребёнка.• Руки массажиста всегда должны быть чистыми, без украшений, ногти короткими.• Лицо ребенка должно быть вымытым перед массажем.

Обследование мимической мускулатуры и артикуляционного аппарата:

Перед массажем главное, что нужно сделать, это определить тонус мышц речевого аппарата. Он может быть нормальным, повышенным (гипертонусом) или пониженным (гипотонусом).

Определение тонуса лучше проводить в положении лежа, когда мышцы ребенка максимально расслабленны. В норме мышцы находятся в состоянии некоторого напряжения. Здоровая мышца мягкая, упругая эластичная, её ощупывание безболезненно. При гипертонусе мышцы более плотные, напряженные, пассивные движения совершаются с трудом. При гипотонусе мышцы вялые и дряблые. Соответственно при гипертонусе необходим расслабляющий массаж, а при гипотонусе – активизирующий.

Мышцы речевого аппарата могут быть поражены только с одной стороны. В этом случае наблюдается отклонение языка, губ, челюсти в сторону. Та сторона, в какую отклоняется язык или губа – спастическая, противоположная – вялая.

Начинать массаж нужно с сохранных (не пораженных) участков. Для этого необходимо тщательное обследование речевого аппарата, чтобы выяснить, какие мышцы или мышечные группы поражены и в какой степени.

  • Обследование начинают с наблюдения за состоянием мимической мускулатуры и осмотра кожных покровов.
  • Обследование артикуляционной моторики: движение губ, движение нижней челюсти, движение языка, состояние мышц щёк.
  • Обследование состояния мягкого нёба.
  • Обследование звукопроизношения.
Читайте также:  Чем занять и увлечь ребенка в 1 – 2 года

Логопедический детский массаж в домашних условиях

Если нет возможности постоянно заниматься со специалистом, то технику логомассажа можно освоить в домашних условиях. Для этого необходимо пройти специальные курсы или попросить помощи у опытного логопеда. Профессионалы своего дела обучат минимальному комплексу приемов и упражнений для правильного развития речевого аппарата. Такой опыт в будущем поможет родителям не один раз.

Как проводится массаж в домашних условиях?

  1. После постановки диагноза составляется индивидуальный план занятий с крохой. Взрослые выбирают подходящие упражнения. Так, при гипотонусе лицевых мышц будет применяться совсем другая тактика, чем при неконтролируемом слюноотделении.
  2. Подготавливается помещение для процедуры. Его необходимо убрать и проветрить.
  3. Инструменты для процедуры (зубная щетка, шпатель, ложки) тщательно моются и обрабатываются кипятком.
  4. Если процедура выполняется в ротовой полости, необходимо надеть чистые медицинские перчатки.
  5. Родитель моет руки с мылом и обрабатывает их спиртосодержащим антисептиком.
  6. Ребенок находится в полусидячем положении с мягким валиком под шеей.
  7. Лучшие движения: поглаживание, растирание, легкая вибрация. Необходимо следить за настроением малыша. Массаж не проводится, если кроха не в духе. Время проведения логомассажа регулируется, согласно детскому возрасту. Если у малыша нет признаков аллергии, можно использовать ароматические масла (масло лаванды – успокаивает, масло лимона – тонизирует и запускает мозговую активность). Для грудничков целесообразнее использовать не масла, а присыпки.
  8. По окончании сеанса важно похвалить кроху, сказать ему приятные слова. Можно поиграть с ним в любимые игры. Такие действия сформируют в детском сознании доброжелательное отношение к занятиям.

Приведем пример простых массажных упражнений, которые способствуют укреплению артикуляционных мышц. И его легко провести с ребенком дома.

Все движения повторяются восемь-десять раз и проводятся «от центра» к периферии. Включают поглаживания, разминания, растирания и пощипывания.

  1. Легкие поглаживания верхней части плечевого пояса (в направлении снизу вверх).
  2. Поглаживание подбородка и нижней части лица (в направлении от центра в ушам)
  3. Массаж губ: поглаживание поочередно верхней и нижней губы в направлении от середины к уголкам. Поглаживание носогубных складок (в направлении от уголков губ к носу). Затем легкое пощипывание губ в направлении от середины к уголкам.
  4. Массаж лица. Поглаживание от середины к вискам лба, затем от середины к волосам. Поглаживание бровей, щек. Разминание щечной и скуловой мышцы – (круговые движения по спирали от центра к ушам). И завершаем пощипыванием щек.
  5. Массаж языка. Включает мягкие круговые движения по разминанию языка от кончика к середине (спереди и по боковым краям). Затем делаются потягивания языка (держа за кончик) — вверх, вниз, влево, вправо. И «причесываем» язык зубной щеткой движениями из глубины к низу. Заканчиваем массаж разминанием – сжиманием языка с боков в направлении «от боков к середине».
Читайте также:  Что подарить ребенку на 2 года

Детский логопедический массаж дома дает хорошие результаты в сочетании с артикуляционной гимнастикой. А если добавить дыхательную гимнастику, физиотерапию, разучивание специализированных игр и скороговорок и материнскую заботу, наблюдается просто поразительный прогресс в развитии речи. Врачи советуют родителям не отчаиваться, а изучать техники логомассажа. Этот бесценный опыт не раз выручит маму или папу даже во время воспитания здорового малыша.

Показания к проведению логопедического массажа:

Логопедический массаж используется в логопедической работе с детьми, у которых диагностируются следующие речевые расстройства это:

• Дизартрия – коррекция любой формы дизартрии, практически, невозможна без применения логопедического массажа.• Сложная дислалия – при простой дислалии обычно нет необходимости в логопедическом массаже, а при различных вариантах сложной дислалии, более эффективно поддаются коррекции, когда применяется массаж артикуляционного аппарата.

• Укороченная подъязычная уздечка — артикуляционная гимнастика и логопедический массаж помогут устранить дефекты произношения.• Алалия – логопедический массаж особенно эффективен при моторной алалии.• Ринолалия – логопедический массаж показан в послеоперационном периоде.• Заикание – с помощью расслабляющего логопедического массажа можно значительно снизить появление судорог.

• Нарушение голоса – в комплексной системе восстановления голоса успешно применяется логопедический массаж.• Гиперсаливация – логопедический массаж позволяет повысить чувствительность, когда дети плохо сглатывают.• Слабое мягкое небо — логопедический массаж позволяет избавиться от носового.

В целом логопедический массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. Нередко, логопедический массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

Заключение

В логопедии, в настоящее время логопедический массаж начинает привлекать заслуженное внимание, как нетрадиционная форма воздействия на организм человека.

Хочется надеяться, что логомассаж, как средство эффективного воздействия на звукопроизношение дошкольников, ждет блестящее будущее. Хотя и раньше в логопедической практике использовались элементы массажа, но им уделялось очень мало внимания. В основном превалировали педагогические методы воздействия на логопата, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем.

Читайте также:  Как уберечь себя: прививка от ВПЧ

За последние десятилетия интерес к логопедическому массажу значительно возрос. Появилось множество новых методик логомассажа. Предлагается специальная литература по этой теме.

В своей работе мы попытались упорядочить некоторую имеющуюся информацию по этому вопросу, обобщить опыт известных логопедов, свой пока небольшой опыт и сделать выводы.

Изучение различных методик логопедического массажа, а также изучение опыта использования логомассажа своими коллегами и личный опыт позволяет убедиться в бесспорной и очевидной эффективности этого нетрадиционного метода воздействия для коррекции звукопроизношения дошкольников.

Разработанные и апробированные комплексы логопедического массажа дали положительные результаты в коррекционной работе с детьми – логопатами.

Родители и педагоги таких детей также отмечают достаточно заметную и быструю положительную динамику в развитии всех сторон речи. Об этом свидетельствует запись на повторные курсы логопедического массажа детей через 1 – 2 месяца.

Особенно эффективной оказалась поочередная работа двух логопедов – логопеда, проводящего массаж, и логопеда, проводящего традиционные занятия.

Таким образом, стало возможным сделать следующие выводы:

  1. Очевидна результативность логопедического массажа для коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи;
  2. Массаж не только улучшает произношение, но и положительно влияет на развитие фонематического слуха и общее развитие речи;
  3. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует улучшению произносительной стороны речи;
  4. Сочетание логомассажа с традиционными логопедическими занятиями значительно приближает положительные результаты по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

1. Белая К.А., Петров И.Б. Массаж лечебный и оздоровительный. — М.: Фирма «Т-Око», 1998.2. Белякова Л.К. Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание. — М.: В.Секечев, ИОИ, 1998.3. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.4. Дьякова Е.А.

Логопедический массаж. — М.: Академия, 2003.5. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практическое пособие. – СПб.:КОРОНА принт, 2004.6. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Коррекция стертой дизартрии. – СПб Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена:

Изд-во, «Союз», 2001.7. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения: Наглядное практическое пособие. — М.: ГНОМ и Д, 2000.8. Сербина А.Ф., Волоскова Н.Н. Комплекс приемов массажа речевой и мимической мускулатуры при дизартрии. Дизартрия, клинический, нейролингвистический, психолого-педагогический аспекты проблемы:

https://www.youtube.com/watch?v=hSpJ5rWfb9A

Учебно-методическое пособие. — Ставрополь, 1996.9. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.10. Фомичева м.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1989.11. Шафеева А.А. Логопедический массаж. — М.: В.Секечев, ИОИ, 2009.

Автор записи: mamaexpert

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.