Пескотерапия в работе с детьми младшей группы

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе пособия «Игры-занятия с песком и водой» Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Пособие для педагогов и родителей. — СПб. : 2008.

Краткая аннотация к практическому материалу по песочной терапии

Представлены практические материалы, подборка игр, упражнения с песком для детей дошкольного возраста, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти.

В данном материале дано подробное описание упражнений, направленных на: стимулирование сенсорного развития детей; компенсацию сенсорных впечатлений; развитие зрительных ориентации, слуховой памяти, внимания и др.

Данный материал может быть использован учителем-дефектологом, педагогом-психологом, воспитателями при развитии мелкой моторики, тактильных ощущений и мышления детей.

Какой же принцип положен в создание игры с песком?

Для многих людей облечение мысли в слово трудно, особенно для детей дошкольного возраста. Но ведь ещё существует язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства. Или — в рисунке, пластилине рука как бы выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Этот принцип положен в основу системы работы по пескотерапии.

Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так:

«Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики».

Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:

— развить более позитивную Я-концепцию;

— стать более ответственным в своих действиях и поступках;

— выработать большую способность к самопринятию;

— в большей степени полагаться на самого себя;

— овладеть чувством контроля;

— развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

— развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Цель песочной терапии — не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей «отыграть» свой опыт и чувства — наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т. д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы могут применяться:

-с целью диагностики;

-с целью оказания первичной психологической помощи;

-в процессе краткосрочной психотерапии;

-в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.

Какие дети особенно нуждаются в этой игре?

Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и др. Как показали исследования, игра с песком обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.

Было обнаружено, что негативные эмоции, конфликты и страхи находили своё выражение в песочных картинках в символическом виде. Но постепенно в процессе совместного создания песочных картин все негативные тенденции ослабевали и исчезали — уходили в песок. Отношения у детей становились ровными и гуманными.

Если дети — «особые», с ограниченными интеллектуальными и физическими возможностями – с удовольствием играют с песком. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Поэтому возможно проводить игры — занятия с песком в качестве дополнительного методического приема в коррекционной работе.

Все игры, с использованием песочной терапии, можно разделить на три направления:

Обучающие игры

— такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, развивают межполушарное взаимодействие. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса.

Познавательные игры

— с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира, познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира.

Проективные игры

— с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка, проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Действия детей с песком можно условно разделить на 3 типа:

1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);

2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;

3) организация сюжетов, создание композиции.

При создании песочных композиций песочница позволяет использовать 3 формы художественного творчества: скульптуру, рисунок и отпечатки на песке, а также работу с предметами. Добавление в песок воды позволяет создать весьма пластичный природный оборудование, который может использоваться для моделирования трехмерных форм.

При помощи разных инструментов и рук на песке можно создавать рисунки и отпечатки. Игра с песком позволяет создавать новые образы и не требует специальных умений.

Кроме того песок — прекрасный тренажер, пропедевтическое средство для подготовки руки к письму, для овладения специальными движениями.

Тематическое планирование занятий по песочной терапии.

Тема программы: «Путешествие по песочной стране»

Цели программы:

— усовершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;

— развитие внимания, связанного с координацией движений;

— стимулирование развития сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности,

— усовершенствование навыков позитивной коммуникации;

— развитие речи, памяти, мышления;

— закрепление представлений об окружающем мире;

— „проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.

Читайте также:  Закаливание ребенка дошкольного возраста в домашних условиях

Цикл 1 — ориентировочный

«Чувствительные ладошки»

— пробуждение интереса, стимуляция внимания;

— знакомство со средой;

— пробуждение интереса к занятиям;

— обучение специальным движениям и их тренировка;

— развитие внимания, связанного с координацией движений;

— развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;

— развитие речи, памяти, мышления.

Цикл 2 — переход от предметно-манипулятивной игры к сюжетно-ролевой

«Секреты сухого и мокрого песка»

— пробуждение интереса, стимуляция внимания;

— сравнение качеств сухого и мокрого песка;

— развитие внимания, связанного с координацией движений.

Цикл 3 — переход к самостоятельным действиям

«Познавательные игры на песке»

— формирование умений произвольно концентрироваться на заданной группе мышц;

— развитие тонких тактильных ощущений;

— развитие умения действовать по инструкции;

— развитие пространственной ориентации;

— учить выстраивать композиции на песке по образцу.

Организация игр-занятий с песком

Игры-занятия желательно проводить с подгруппой детей в одной большой или нескольких малых песочницах.

Перед занятием необходимо надеть фартук, так мы приучим ребёнка содержать свою одежду в чистоте. Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения.

А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с особыми потребностями в развитии. Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа, учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том, чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время дети при помощи педагога могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины.

Затем проводим массаж рук ребенка. При этом мы используем не только растирание рук, но и различные массажёры, а так же и самомассаж с помощью сосновой или еловой шишки, массажного шарика, карандаша с гранями и прочих приспособлений. Другой вариант — предложить ребёнку перед игрой опустить на несколько минут ладошки в ванночку с тёплой водой, а затем растереть руки полотенцем.

Это стимулирует чувствительность кожи, активизирует мышцы рук. Параллельно с этим важно помочь детям делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т. д.

В процессе подготовки к игре мы даем ребёнку возможность многократно обследовать песок (или другое сыпучее оборудование). Показываем малышу, какие действия можно с ним производить, выполняем совместные действия, направленные на преобразование песка и т. п.

Основная цель проведения таких игр с песком — формирование у ребёнка представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается или накладывается. Сухой песок не сохраняет форму, рассыпается. Песка может быть много или мало; его количество (объем) можно измерить с помощью какого-либо сосуда (стакана, чашки, миски, банки и т. п.). Его можно пересыпать совком, ложкой, ладошками

Такие игры с пересыпанием песка из одной емкости в другую с помощью вспомогательного предмета или руками дают возможность малышу на собственном опыте установить свойства и особенности сухого песка. В отличие от сухого, мокрый песок может сохранять форму того предмета, в который он был положен, и после того как будет освобожден от этого предмета.

В процессе игр детям так же предлагается определить вес одинаковых объемов песка, находящихся в разном физическом состоянии (сухой и мокрый): в две одинаковые по объему емкости помещается сухой и мокрый песок, дети с помощью барического чувства определяют, какая емкость тяжелее. Мокрым песком можно наполнить некоторое количество емкостей.

После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании, развивается пространственная ориентация.

Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами.

Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием.

Затем можно приступить к постановке сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя». Мы рассказываем сказку и рукой ребенка передвигаем фигурки в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно.

Занятия с песком являются очень полезными. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание, соотнесение речи с предметными действиями. После песочных игр детям легче и естественнее даются театрализованные игры и другие занятия.

Педагог в ходе проведения игр обращает внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать.

Как известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.

Педагог должен следить за реакцией детей при манипуляциях с сухим и мокрым песком. Если какой-то ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении занятий в песке. Взрослый сначала показывает в песке все движения, затем дети их повторяют; старшие при желании предлагают также свои варианты игры, а младшие выполняют вместе с педагогом — «рука в руке».

Правила игры с песком для малышей

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это педагогу, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки педагогу.

4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.

Условия работы с детьми

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.

3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Дополнительные условия организации игр-занятий с мокрым песком

Читайте также:  Доктор Комаровский о коликах у новорожденного

1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.

3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей).

4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

Игры- упражнения

Все описанные ниже игры-упражнения можно использовать как для индивидуальной коррекционной работы, так и для развивающей с подгруппой детей. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.

Использованная литература

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб. : Детство-Пресс, 2002.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. — М. : Речь, 2003.

Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. Игры-занятия с природным и рукотворным оборудованиеом. — СПб: Союз, 2005.

Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. — СПб. : 2008.

Символическое понимание песочных композиций

Метод Сэндплей основан на методе аналитической психологии Карла Густава Юнга и опыте работы Доры Калфф, впервые соединившей песочную игру с юнгианскими идеями. Поэтому все, что можно прочитать о юнгианском анализе, полностью относится к методу песочной терапии. Вкратце ключевые составляющие юнгианского фундамента:— признание того, что у человека есть не только осознаваемая, но и неосознаваемая область психики;— бессознательная область психики имеет уровни — индивидуальный и коллективный;— индивидуальное бессознательное — это то, что есть в индивидуальном опыте человека, но по разным причинам недоступно его сознанию (сюда относится и все, что Фрейд считал подцензурными, вытесненными недопустимыми желаниями, но не только),— коллективное бессознательное (или объективная психика) — уровень, общий для всех людей, что-то вроде всечеловеческой общекультурной матрицы, которая (и в этом отличие от фрейдистского подхода) не просто является скопищем отброшенных содержаний, а сама порождает различные переживания, образы, смыслы (их самые общие единицы называют архетипами), оно выражается не в индивидуальных, а в коллективных образах — тех, что мы встречаем в мифах, сказках, фильмах, социальных фигурах.— состояния/содержания из бессознательного не в прямом виде доходят до сознания, а в виде образов — таких форм, которые сознание умеет понимать и перерабатывать; с этими образами мы и имеем дело в сновидениях и песочных картинах, а также в соматических симптомах и т.д..— в отличие от фрейдовского подхода («где было Оно, будет Я») сознание не должно и не может заменить или захватить бессознательное, скорее между ними в процессе анализа устанавливается живая образная и энергетическая связь, бессознательное подпитывает наше сознание, помогая понимать себя и получать энергию для деятельности,— психика действует по принципу не «стимул — реакция» и не «причина — следствие» (это формулы, удобные для сознания), а по принципу «цель — и энергия, текущая в направлении к ней» (телеологический, целевой, финалистский подход, противоположный каузальному, причинному), и психическая энергия составляет этот живой поток нашей душевной жизни.

Существует довольно много литературы, доступной и интересной не только специалистам в юнгианском анализе или песочной терапии, но и всем интересующимся. Например, можно рекомендовать такие книги: список на сайте МААП.

Конкретнее о Сэндплей в настоящее время литературы на русском языке мало, в переводе находятся несколько книг. Советуем прочитать такие статьи:

* Песочная терапия (статья в Википедии)* Песочная терапия. Когда Ребенок спасет Взрослого. Обращение к архетипу Ребенка. Виктория Андреева* Аналитическая игра в песок (сэндплэй) — дверь в королевство детства. Анна Скавитина

Также можно рекомендовать следующие публикации, часть которых относится к не-юнгианским подходам:

Дикманн Х. Методы в аналитической психологии. — М.: ООО «ЦГЛ „РОН“», В. Секачев, 2001. — 329 с.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2002. — 224 с.

Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.

Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.

Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Минск: Попурри, 2003. — 495 с.

Юнг К. Г. Человек и его символы.- М.: Серебряные нити, 2002. — 296 с.

Юнг К. Г. Практика психотерапии. Минск: Харвест, 1998. — 383 с.

Киселева М. В., Кулганов В. А. Арт-терапия в психологическом консультировании. — СПб.: Речь, 2020.

Имеет смысл ориентироваться на список литературы, рекомендуемый ISST (Международным обществом Сэндплей-терапии) для обучающихся песочных терапевтов (русский перевод Регламента работы со списком литературы в конце):

Основная:К.Г. Юнг. Воспоминания, сновидения, размышления. В особенности глава 5: встреча с бессознательным.К.Г. Юнг. Человек и его символы.Энтони Стивенс. Короткое введение в работы Юнга. Anthony Stevens: A very Short introduction to Jung.Верена Каст. Динамика символов. Verena Kast: The Dynamics of Symbols.Верена Каст. Основы юнгианской психологии. Verena Kast: Fundamentals of Jungian Psychotherapy.

Дополнительная:Эстер Хардинг. Я и не-Я. Esther Harding: the I and the not – I.Иоланда Якоби. Комплекс, символ и архетип. I. Jacobi: Complex, Symbol and Archetype.Эмма Юнг. Анимус и Анима. Emma Jung: Animus and Anima.Эдвард Уитмонт. Символическое приключение.

Для углубленного изучения: (ключевые работы К.Г. Юнга для метода Сэндплей-терапии)— Воспоминания, сновидения, размышления. Memories, Dreams and Reflections.— Человек и его символы. Man and his Symbols.— Трансцендентная функция. Собрание сочинений, т. 8, параграфы 131 – 193.

The transcendent function. Collected works (CW) 8, paragraph 131 to 193.— Процесс индивидуации. Собрание сочинений, т. 9(i). The Individuation Process CW 9(i).— О психической энергии. Собрание сочинений, т. 8, пар. 1 – 130. On Psychic Energy CW 8 paragraph 1-130.— Обзор теории комплексов.

Собрание сочинений, т.8, пар. 194 – 219. A Review of the Complex Theory CW 8 paragraph 194 – 219.— Тавистокские лекции. Собрание сочинений, т.18, пар. 1 – 415. The Tavistock lectures CW 18 paragraph 1 – 415.— Психология и алхимия. Собрание сочинений, т.12, особенно с. 274: медитация и воображение.

Psychology and Alchemy CW12 esp page 274: meditation and imagination.— Отношения между эго и бессознательным. Собрание сочинений, т.7, пар. 202 – 373. The relation between the ego and the unconscious CW 7, paragraph 202 – 373.— Психология переноса. Собрание сочинений, т.16. The Psychology of Transference CW 16.

Ход занятия.

Звучит спокойная, тихая музыка. Дети заходят в группу и подходят к педагогу, здороваются.

Педагог: «Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет себе, поживает Песочная фея. И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая любит детей и очень хочет с вами познакомиться. А вы хотите попасть в сказку и познакомиться с ней?»

Педагог: «Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и всем вместе произнести волшебные слова. Может быть, кто- то из вас знает волшебные слова из сказок?»

Читайте также:  Тесты на овуляцию: цифровые тесты, полоски и наборы – Clearblue

Дети. (Ответы)

Педагог: «Я сейчас скажу вам заклинание, а вы постарайтесь его запомнить:

Песочная фея нам помоги,

В страну волшебную перенеси,

В ладоши мы хлопнем

Раз, два и три,

Сердце свое для добра распахни!

Звучит музыка.

Педагог: «Вот мы и очутились в сказочной стране. Педагог берет куклу — Песочную фею и говорит: Ребята, посмотрите фея очень грустная… Давайте я спрошу у феи, что случилось? Педагог делает вид, будто фея говорит ему что-то на ухо,при этом меняет свое выражение лица: удивленное, озадаченное…

Педагог: «Фея рассказала мне, что во Вселенной была песочная страна с зелеными лесами, красивыми цветами, голубыми озерами и солнечными городами. Жители этой страны были очень счастливы, потому-то им никто ничего не запрещал. Они могли, есть конфеты, кататься на каруселях, бегать по лужам, разговаривать с необычными животными, птицами и цветами, дружить с гномами, петь и танцевать. Но однажды злой волшебник уничтожил все в песочной стране. И стала песочная страна темной и безжизненной.

Добрые мои друзья, готовы ли вы помочь фее вернуть красоту в ее страну?»

Дети. (Ответы)

Педагог: «Спасибо, что вы согласились помочь фее.Нам в пути помогут: верность, доброта, смелость и дружба.

Давайте крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:

Песочная фея нам помоги,

В страну волшебную перенеси,

В ладоши мы хлопнем

Раз, два и три,

В песочной стране окажемся мы!

Педагог: «А вот и песочная страна, где живут друзья песочной феи. Посмотрите. Как здесь пусто и тоскливо. Один песок. Но этот песок не простой. Он волшебный. Он может чувствовать прикосновения, cлышать, говорить».

Ритуал «входа» в Песочную страну.

Упражнение «Здравствуй, песок!»

Дети различными способами дотрагиваются до песка.

Педагог: «Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок?»

Дети: (сухой, шершавый, мягкий).

Педагог: «Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!». Послушайте… Он с вами здоровается. Вы все слышите?. Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом. А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Вы слышите, как он смеется?

Давайте его погладим между ладонями. Возьмите в руки песок крепко-крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давайте его возьмем в руки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков. Песочек, мы тебе поможем!

Молодцы, ребята, вот мы и развеселили песок!»

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Педагог: «Злой волшебник заточил всех песочных жителей в темницу. Там им темно, холодно, одиноко. Мы должны помочь выйти им оттуда. Но наших маленьких друзей охраняют слуги волшебника. Чтобы они нас не увидели, нам нужно спрятаться и сказать заклинание. Давайте с вами возьмем друг друга за руки, закроем глаза и произнесем заклинание

Песочная фея нам помоги,

В темницу друзей заточили враги,

Взмахнем нашей кисточкой

Раз, два и три,

И наших друзей мы спасем из беды

Педагог предлагает детям взять кисточки и аккуратно раскопать песочек во всех уголочках Песочной страны и вызволить друзей из темницы. Дети с помощью кисточек откапывают спрятанные в песке игрушки.

Педагог: «Я горжусь вами! Вы так старались! Посмотрите, как светятся у них глазки, они улыбаются вам! И вы улыбнитесь им в ответ.

Ребята, мы спасли жителей Песочной страны, но посмотрите вокруг все разрушено. Нам с вами предстоит все создавать сначала. Посмотрите на песок, он какой?

Дети: «Сухой» .

Педагог: «А из такого песка можно что – нибудь построить?»

Дети: НЕТ!

Педагог: «Но нам нужно оживить песок. А что нужно всему живому (растениям, птицам, животным, людям) для жизни?»

Дети: Вода!

Педагог: «Конечно, вода. Но нам нужны будут помощники, так как мы одни не справимся. Давайте позовем дождик, который поможет нам все оживить, ведь у дождика все капли – волшебные».

Упражнение «Песочный дождик».

Каждому ребенку выдается пульверизатор, с помощью которого они опрыскивают песок

Педагог: «Посмотрите, сколько волшебных капель нам приготовил дождик. Берите их и начинайте поливать песок:

Дождик, лей веселей!

Теплых капель не жалей

Для лесов, для полей

И для маленьких детей

И для мам и для пап

Кап – кап! Кап – кап!

Вы чудо помощники! Песок вам очень благодарен. Но ведь злого волшебника, который заколдовал песочную страну мы так и не прогнали и не победили!

Упражнение «Победитель злости».

Звучит музыка

Педагог: «Давайте вылепим из песка плотный шар. А теперь на этом шаре нарисуем злого волшебника. А какой он, волшебник?»

Дети: (злой, не любит детей, не хороший)

Дети по примеру взрослого делают из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот

Педагог: «Это «шар-злюка». Теперь разрушьте песочный шар и прогоните злого волшебника,не забывая про волшебные слова: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Дети кулачками, ладонями, пальцами разрушают песочный шар.

Теперь медленно выравните поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого волшебника? Я вас поздравляю, мы справились с заданием. Мы победили злость!»

Упражнение «Узоры на песке»

Педагог: «Посмотрите, в нашей Песочной стране нет радости и жизни. Нам надо вернуть красоту этому маленькому миру. Вы любите рисовать?»

Дети: ответы

Педагог: «Я надеюсь, что вы хорошо рисуете.Я вам предлагаю рисовать необычным способом: на песке пальцами, руками. Давайте нарисуем красивые узоры на песке, а потом их украсим волшебными бусинами. Посмотрите, какие узоры на песке можно нарисовать. Педагог рисует узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Придумайте свой узор, рисунок

Замечательно! Посмотрите на узоры своих друзей, вам понравились они?»

Дети: ответы.

Педагог: «Теперь нужно, чтобы страна стала такой же радостной и счастливой, какой и была раньше (звучит фонограмма песни Н. Королевой «Маленькая страна»). Посмотрите, что расколдовали еще. Педагог протягивает детям коробочки с растениями (деревьями, цветами); различными зданиями, постройками; животными.

Дети расставляют предметы на песке

Педагог: «Песочная страна ожила! Спасибо, мои маленькие волшебники! А нам пора возвращаться».

По окончании работы педагог предлагает детям вымыть руки и сесть на стулья.

Рефлексия занятия:

Педагог: «Дети, сегодня мы с вами познакомились с волшебной страной, спасли жителей Песочной страны, оживили саму страну! Узнали, какой бывает песок. Чем отличается сухой песок от влажного. Сами приготовили влажный песок. Мы с вами сегодня совершили много хороших поступков.

Ритуал «выхода» из Песочной страны:

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты нам смелее стать помог!

Конспект занятия: «Солнечный мальчик»

Материал: Песочница, в ней на песке портрет «Солнечного мальчика», нарисованный цветным песком, сухой цветной песок, кукла Песочный принц

Автор записи: mamaexpert

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.