Тема: «Правила поведения за столом». занимательные факты по теме

Описание классного часа

Уроки воспитания

Учитель: Ребята, чтобы вы поняли, о чем сегодня пойдет речь, предлагаю вам послушать шуточное стихотворение Андрея Усачева «Уроки воспитания».

Выходят несколько ребят.

1-й ученик:

Учит крошку-людоеда

Папа людоед:

2-й ученик:

Если хочешь съесть соседа —

Вспомни этикет.

Не кидайся, как на кость,

На гостей в квартире:

Если в дом заходит гость —

Улыбайся шире!

3-й ученик:

Пусть соседу будет сто

Или стукнет десять,

Помоги им снять пальто

И на гвоздь повесить.

Да не гостя, а пальто!

4-й ученик:

Есть в прихожей — ни за что!

Людоед здоровый

Кушает в столовой.

И запомни с юных лет,

Что вещают предки:

Нет обеда, если нет

На столе салфетки.

5-й ученик:

И красиво не забудь

Разложить приборы,

А не то про нас пойдут

Слухи, разговоры.

На обед придут бомжи

Или королева —

Ножик справа положи,

Ну а вилку слева.

6-й ученик:

Это твердо изучи.

Ну, а где же ложка?

И на папку не рычи.

Повторяю, крошка:

Что в тарелке ни лежит —

Яд или отрава —

1-й ученик:

Вилку слева положи,

Нож и ложку справа.

Вот теперь ты можешь сесть

И прилично гостя съесть —

Чтобы быть упитанным,

Нужно быть воспитанным!

Учитель: Хотя стихотворение и шуточное, но я думаю, вы поняли, о чем пойдет речь? (Вариант ответа ребят: о вежливости и культуре поведения за столом.) Всякому с детства хорошо знакомо одно незыблемое правило, которое необходимо соблюдать перед началом трапезы: «Мойте руки перед едой!» Слова эти воспринимаются как девиз, призыв, руководство к действию! И верно: оно является основополагающим, но не единственным!

Обсуждение ситуации «Как правильно сидеть»

Согласно правилам хорошего поведения, сидя за столом, не следует широко расставлять локти и опираться ими на край. Исключение делается лишь для женщин. Им позволено ненадолго опереться на стол одним локтем. Казалось бы, ничего сложного в этом нет. Чтобы воспитать легкость и непринужденность, в некоторых семьях в старину детей учили управляться с приборами, держа под мышками большие книги.

https://www.youtube.com/watch?v=EfYctrN7URI

За столом не следует играть приборами, рюмками и чашками. Не стоит во всю длину протягивать свои ноги — это доставит неудобство вашим соседям.

Во время приема пищи голову позволительно лишь слегка наклонять вперед, поднимая ложку или вилку.

Ситуация-практикум «Накрываем на стол»

Учитель: Но перед тем, как сесть за стол, надо знать правила поведения за столом. По правилам этикета нож держат в правой руке, вилку — в левой. Масло для хлеба берут вилкой, а не ножом. Кусочки мяса едят с помощью ножа и вилки. Нож не употребляется, когда едят макароны, лапшу, желе, омлет или рыбу (кроме специального ножа для рыбы). Не употребляют нож, когда подают на стол мягкую мясную пищу — тефтели, котлеты.

Длинные макароны едят с помощью большой ложки и вилки: ложку держат углублением вниз, а вилкой, уперев ее в углубление ложки, наматывают макароны.

Ни в коем случае не привлекайте к себе внимания, причмокивая, прихлебывая или чавкая. Есть и пить надо совершенно бесшумно.

Теперь не сомневаемся, что вы знаете, как вести себя за столом. И все-таки…

• Сев за стол, выпрямьтесь. Сидеть лучше всего прямо, слегка опираясь спиною на спинку стула. Для стула найдите среднее оптимальное положение — чтобы он не стоял впритык к столу, но и не был отодвинут слишком далеко. Естественно, не позволительно раскачиваться на стуле.

• Не кладите локти на стол — это неприлично: на столе и без того не очень много места, да и вам неудобно пользоваться вилкой и ножом, когда локти на столе.

• Привыкните к тому, что за столом руки должны забыть о существовании вашего лица: не следует поглаживать лоб, поправлять волосы, подпирать подбородок, уже не говоря о том, что нос и уши за столом должны быть запретной зоной для рук.

Читайте также:  Кариотипирование клеток проводится в

• За столом нужно вести себя так, чтобы не мешать окружающим: ни в коем случае не класть локти на стол, накладывать в тарелку столько салата, сколько вы сможете съесть, и стараться, чтобы из тарелки еда не вываливалась на скатерть и на колени соседей по столу.

• Не наполняйте рот большим количеством пищи — так недолго и подавиться. Не чавкайте, не втягивайте шумно жидкость.

• Как бы вы ни были голодны и каким бы вкусным не было блюдо, никогда не следует набивать им полный рот и торопливо жевать.

• Если вы запиваете еду каким-либо напитком — соком или газированной водой, то прежде нужно проглотить то, что находится во рту и вытереть рот салфеткой, и только после этого запить.

• Колбасу или сыр обычно берут из общего блюда не рукой, а вилкой.

• Если вам хочется попробовать салат, который стоит на другом конце стола, не нужно ложиться на стол и тянуть к себе блюдо, проще попросить соседа передать салатницу.

• Если блюдо вам не понравилось, то не выплевывайте его на тарелку; постарайтесь прожевать и проглотить или, не привлекая к себе внимания, выйдите в туалет.

• Неприлично есть с ножа, даже если он широкий и еда с него не сваливается. Ножи рядом с тарелкой лежат для того, чтобы разрезать мясо или горячие бутерброды, при этом нож берут в правую руку, а вилку в левую.

• Подавая нож соседу по столу, следует протягивать его ручкой, а не острием.

• Ножи и вилки нужно держать за середину ручки, а не у самого лезвия ножа и развилки. Ни в коем случае нельзя облизывать нож, это очень опасно и неприлично.

• Ложку держим всегда в правой руке — она лежит на среднем пальце, указательным придерживаем ее сбоку, а большим пальцем сверху.

• Нож держим всегда в правой руке, вилку — в левой, только когда мы едим пищу, которую не режут, держим вилку в правой руке. Не полагается сначала нарезать ножом с вилкой, а потом есть нарезанные куски одной вилкой.

• Варенье или мед берите из вазочки специальной ложкой, положите в розетку и лишь потом начинайте пробовать.

• После того, как вы размешаете сахар в чае, не забудьте вынуть ложку и положить ее на блюдце.

• Положив себе сахар или соль, поставьте сахарницу или солонку на прежнее место, не оставляя надолго у своего прибора.

• Не следует играть столовыми приборами, сворачивать край скатерти и заплетать на скатерти косички, некрасиво вытягивать ноги под столом, кидать друг в друга хлебом или мандариновой кожурой.

• За столом не принято говорить о болезнях и неприятностях.

• Не заводите разговор с человеком, сидящим далеко от вас. Это утомительно для окружающих.

• Оставшиеся на скатерти крошки или кусочки пищи можно собрать в бумажную салфетку другой салфеткой, но ни в коем случае не следует смахивать на пол или собирать крошки руками.

• Выходя из-за стола, постарайтесь, чтобы не было много шума.

Учитель: А теперь представьте себе такую ситуацию: к нашим мальчикам в гости пришли девочки. Мальчики приглашают их к столу и накрывают на стол. (В данной игре должно участвовать равное количество пар. Если в классе равенство девочек и мальчиков нарушено, то в игре участвуют только несколько пар.) Итак, задание:

1. Всем подняться.

2. Мальчики предлагают девочкам сесть за стол, но при этом отодвигают стул и помогают девочкам сесть.

3. Девочки правильно кладут руки за столом.

4. Мальчики берут листок бумаги («тарелку») и с левой стороны кладут ее перед девочкой.

5. Теперь мальчики берут ручку («нож») и карандаш («вилку») и правильно кладут их по бокам «тарелки».

6. Девочки берут в руки «нож» и «вилку» и показывают, будто они едят кусочек мяса.

Читайте также:  «Урсофальк» для детей: инструкция по применению

Учитель: Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь, в завершении нашего разговора об этикете, мне хотелось бы предложить вам «10 правил для школьников», (автор Мухаммади Куддус), и расскажут их вместе со мной наши ребята.

Учитель:

Для тебя я, друг, составил

Десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

1-й ученик:

Как проснулся — так вставай:

Лени воли не давай!

2-й ученик:

Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

3-й ученик:

Понукания не жди,

В школу вовремя иди!

4-й ученик:

Прежде чем захлопнуть дверь,

Все ли взял с собой, проверь!

5-й ученик:

В школе, в классе не сори,

Сор увидишь — подбери!

6-й ученик:

Не таскай в кармане мела, —

Это, милый мой, не дело!

7-й ученик:

Будь в одежде аккуратен,

Избегай и дыр, и пятен!

8-й ученик:

Дома близким не груби,

Малышей жалей, люби!

https://www.youtube.com/watch?v=emICuBGF2hM

9-й ученик:

Знай: хорошие отметки —

Как плоды в саду на ветке!

10-й ученик:

Чтоб тобой могли гордиться,

Должен много ты трудиться!

Подведение итогов. После прослушивания стихов учитель подводит итоги классного часа, где вновь напоминает учащимся, как надо сидеть за столом.

«медведи обедают» (по мотивам сказки «три медведя»)

В игре закрепляется название, использование столовых приборов и посуды, правила поведения за столом для детей. Особенно полезна такая сказка — игра для совсем маленьких ребяток, которые только начинают изучать правила этикета за столом. Взрослый рассказывает малышу сказку и при помощи картинок объясняет, как накрыт стол у медведей, спрашивает, правильно ли ведет себя девочка, какие манеры у маленького медвежонка, есть ли ребятки, которые так же себя ведут.

Хорошо подойдут для такой игры иллюстрации Ю. Васнецова, Н. Устинова, В. Лебедева, где очень четко изображена сервировка стола. Если родители умеют рисовать, можно подготовить картинки, где не хватает столовых приборов, или с блюдами, которые нужно есть вилкой. Ребенку предлагается вспомнить, чем едят салат, котлету, подрисовать недостающие предметы: вилку, нож.

Важные моменты

Для того чтобы у ребенка выработались навыки красивого поведения во время еды, родители должны быть примером. Необходимо помнить о том, что культура поведения за столом является составной частью общей культуры современного человека. Все правила поведения за столом на приемах, в гостях формировались на протяжении истории существования человечества.

Многие из них являются проявлением уважительного отношения к тем, рядом с кем ребенок находится за столом. Вряд ли другим людям будет приятно брать сахар, если перед ними вы вытаскивали его руками. Основные правила поведения за столом во время еды ученики рассматривают на уроках технологии в школе.

Зачем нам нужны правила за столом

Соблюдение правил и этикет за столом не являются прерогативой определенной социальной группы людей. Оно не имеет ничего общего с уровнем достатка или социальным статусом семьи. « Мы из простых, из рабочих.

Зачем нам все эти скатерти, салфетки, вилочки и ножики? Зачем это все моему ребенку? » — педагогам детского сада порой приходится слышать что-то подобное. Важно понимать, что культура питания и поведения – не капризы, не желание «выпендриться» перед окружающими.

Дело в том, что соблюдение определенных правил этикета за столом имеет смысл и несет конкретную пользу для детей. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Мытье рук перед едой защищает организм от попадания болезнетворных бактерий вместе с едой;
  2. Сервировка стола с использованием чистой скатерти и одноразовых салфеток защищает продукты от соприкосновения с покрытием обеденного стола;
  3. Требование «не вертеться» и не разговаривать во время приема пищи – профилактика серьезных инцидентов за столом (ребенок может подавиться);
  4. Просьба «не торопиться», сидеть прямо и тщательно пережевывать пищу есть ни что иное, как помощь желудку переварить съеденное быстро и легко;
  5. Салфетка, постеленная на колено (или на груди) защитит одежду от загрязнения.

Особо хотелось бы выделить использование специальных столовых приборов во время трапезы. Многие до сих пор считают, что это есть ничто иное, как нарочитое поведение высшего класса, с целью показать свои умения и знания в этой области. Все совсем не так.

Читайте также:  Пеленка впитывающая одноразовая, 60*60,12шт. INSEENSE 8349429 в интернет-магазине

Чтобы умело пользоваться приборами, не надо быть представителем определенной группы. Использование приборов призвано не измучить, а облегчить действия трапезничающего.

Мясо гораздо удобнее есть, порезав на кусочки (а не кусать целиком с вилки), рыбу удобно разделать специальной вилкой, а десерт вкушать маленькой ложечкой или вилочкой. Правда же?

Изучение этикета в доу

Говорить о том, как необходимо правильно вести себя в ресторане, в кафе, в гостях, важно, начиная с детского сада.

Для процесса обучения правилам хорошего тона воспитатель может использовать любые подвижные игры, предполагающие активную деятельность дошкольников. Сюжетно-ролевые ситуации, где у детей появляется возможность ощущать себя главными героями, являются отличным способом отработки теоретических знаний по правилам этикета. Основой игры является воображаемая ситуация, в которой ребенок должен показать свое знание правил поведения за столом, в гостях.

Благодаря взаимодействию родителей, педагога, воспитанников, достигается максимальный эффект усвоения дошкольниками основ этикета. Если педагог имеет возможность работать только с группами малышей, то родители взаимодействуют с конкретным ребенком, а потому имеют гораздо больше возможностей для оттачивания навыков, полученных на занятиях в детском саду.

После введения новых образовательных стандартов в систему дополнительного образования во многих детских садах были разработаны специальные программы, направленные на формирование у дошкольников норм поведения за столом. В качестве варианта приведем следующий план занятий:

  • этикет – особенность поведения людей;
  • красота дома;
  • как принять гостей;
  • соблюдение этикета в различных общественных местах.

Так как дошкольники лучше усваивают материал в ходе сюжетно-ролевых игр, для отработки правил этикета необходимо включать сюжетные фрагменты. Например, детям предлагается обыграть воскресное посещение семьей кафе. Каждый из детей получает определенную роль: родителей, детей, официантов в кафе, других посетителей.

Воспитатель предлагает определенную задачу для каждой группы, затем вместе с ребятами обсуждается, правильно ли малыши вели себя в предложенной ситуации. Меняясь ролями, дошкольники получают возможность оказаться не только в качестве гостей, которые не умеют себя вести в общественном месте, но и в качестве официанта, который вынужден терпеть подобные нарушения.

Мультфильмы и книжки

Во-вторых, смотрите мультики, либо обучающие видео, в которых показываются неряшливые дети, не умеющие вести себя за столом. Читайте детям книги на подобные темы, можно – в стихах. Важно, чтобы в них были яркие, красочные картинки.

Для того, чтобы посмотреть видео по телефону разверните его горизонтально.

Правила поведения за столом для детей мультфильм:

Столовый этикет для детей мультфильм:

Правила поведения за столом, обучающее видео для детей:

Правила этикета для детей за столом

Самые основные правила поведения за столом, нам знакомы еще с глубокого детства. Наши родные довольно часто говорили нам такие фразы: «Не разговаривай с полным ртом!», «Не играй с едой!» и прочее. Это и есть правила этикета для детей, но в более грубой форме.

Отметим правила поведения:

  1. Сидеть за столом нужно ровно, со прямой спиной. Нельзя закидывать локти на стол.
  2. Не разговаривайте с полным ртом. Недопустимо громко разговаривать и петь за приемом пищи.
  3. Некрасиво брать еду руками, исключение – хлеб.
  4. Нельзя забавляться с едой.
  5. Не чавкайте и не хлебайте очень громко.
  6. Если вдруг, вам хочется чихнуть или закашлять, то нужно отвернуться в сторону и прикрыть рот или нос салфеткой.
  7. Есть нужно не спеша. Строго запрещено плеваться едой.
  8. Желательно не оставлять недоеденным, то что лежит в подставной тарелке. Соблюдения этого правила во многом зависит и от родителей. Не нужно накладывать ребенку слишком большую порцию.
  9. Если запачкались, то вытретесь салфеткой.
  10. Если вам понадобилось посетить ванную комнату, просто на просто не громко извинитесь и покиньте стол. Не совсем тактично рассказывать всем, куда вам надо отойти.
  11. Нужно быть вежливым и поблагодарить за кушанье того, кто это готовил.
  12. Уходить из-за стола нужно со всеми. Если ребенку очень неинтересны разговоры взрослых, то он может покинуть застолье с разрешения старших.

Автор записи: mamaexpert

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.