Математика для детей 4 лет

Содержание:

Что должен знать ребёнок?

В 4–5 лет малыши вступают в тот период, когда им нужно очень многое узнать и многому научиться. Это правило относится и к математике. Психологи полагают, что к пяти годам у деток уже должны быть сформированы некоторые представления о счёте, геометрических фигурах, математических действиях, навыки логических размышлений. Как они должны проявиться?

  • производить счёт в пределах 5–10 (некоторые дети считают до 20 и далее);
  • уметь ответить, сколько всего предметов;
  • оперировать понятиями «много», «мало», «поровну»;
  • сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, проводить между ними соотношения;
  • знать элементарные геометрические фигуры, такие как круг, треугольник, квадрат;
  • уметь ориентироваться в направлении движения;
  • различать правую и левую стороны.

Малыши к этому возрасту умеют складывать и вычитать в пределах пяти. Если объяснить детям принцип построения простых задачек по математике, они смогут составить их сами.

Что за звук

Задача взрослого – воспроизвести звук при помощи различных инструментов и подручных средств. Это может быть барабан, ложки, свисток, шелест бумаги. Предложить ребенку, не глядя, угадать, с помощью чего он сделан.

Итак, какие же правила важно соблюдать, чтобы онлайн-занятия превратились в полезный инструмент, а не в угрозу для ребенка и его здоровья?

1. Время, которое ребенок проводит перед экраном.

С одной стороны, дав ребенку компьютер или планшет, мы получаем свободное время, т.к. ребенок занят, он доволен, он достаточно продолжительное время не нуждается в нашем обществе. С другой стороны, важно знать и помнить, что для каждого возраста существуют нормы, которые получены в результате исследований, проводимых врачами, психологами, педагогами, сколько времени за экраном может проводить ребенок в зависимости от его возраста.

Нормы эти достаточно «жесткие», но к сожалению, мало кто их сейчас придерживается. Например, детям до 2 лет категорически вредно общение с гаджетами, в любом количестве, т.к. потенциальный вред однозначно перевешивает возможную пользу! Детям до 3 лет не рекомендуются компьютерные игры и занятия, т.к. потенциальный вред с большой вероятностью будет превосходить возможную пользу.

2. Место, где проходят занятия (организация пространства во время онлайн-занятий).

Работать с компьютером или планшетом ребенок должен за столом. Таким образом у него будет вырабатываться привычка, что это именно работа, а не развлечение или пустая трата времени. При этом рабочее место должно иметь хорошее освещение, удобный стул, расстояние от экрана до глаз должно быть не менее 30-40 см.

3. Содержание — чем именно занимается ребёнок на компьютере или планшете. Категорически вредны агрессивные игры (различные «стрелялки», «войнушки») и игры с быстро меняющимися, мелькающими картинками.

Что к чему

Перед ребенком раскладывают предметы различных групп. Это могут быть игрушки, одежда, украшения, пища (фрукты, овощи, крупы). Предложить малышу рассортировать их в отдельные коробки, или кульки. Обсудить с ним, почему он отнес предмет к той или иной группе.

Что должен знать и уметь ребёнок в 4 года

– Цифры от 0 до 9.

– Считать от 1 до 10.

– Считать от 1 до 5 вперёд и назад.

– Сравнивать количество предметов и числа до 10.

–. Правильно писать цифры.

– Различать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб, пятиугольник и шестиугольник.

– Ориентироваться во времени: утро-день-вечер, завтрак-обед-ужин.

Верю не верю

Взрослый говорит определенную фразу – утверждение, а ребенок должен решить, правдиво оно, или нет, например:

  • «Снег выпадает только зимой». («Нет. Он бывает весной и осенью»).
  • «Мороженное можно выпить». («Да. Если оно растает»).
  • «Все деревья сбрасывают на зиму листву». («Нет. Ель и сосна не сбрасывают»).
  • «Все птицы летают». («Курица, страус не летают»).

Утверждения должны быть неоднозначными, чтобы ребенок смог поразмышлять, опираясь на полученные ранее знания.

Веселые уроки для внимания

Учат ребенка произвольно обращать внимание на важный объект. Занятия помогают выработать быстроту реакции и восприятие окружающей среды всеми сенсорными системами.

Читайте также:  Рахит у грудничков: симптомы и первые признаки, профилактика, как лечить, причины

Видео про развивающие занятия для детей

Развивающие занятия для детей — мультфильмы:

Времена года

Изучить с ребенком картинки, на которых ярко представлены времена года. Сравнить их. Рассказать о самых главных атрибутах каждого сезона. Например, зима – это снег, мороз, Новый год; лето – тепло, фрукты, море. На последующих занятиях предложить ребенку рассмотреть картинку и определить, какое из времен года на ней изображено. Проанализировать совместно ответ.

Где чей дом

Взять несколько игрушек и равных им по количеству коробок. Предложить ребенку расселить в каждую из них по игрушке. Важно, чтобы коробки отличались по цвету, размеру, или рисунку.

Обсудить с малышом — кто и в каком «домике» проживает, затем вынуть из коробок игрушки, проговаривая: «Стоит хорошая погода и друзья решили прогуляться. Но вдруг пошел дождь. Теперь нужно вернуться и взят зонт. Сашенька, давай поможет каждому найти свой домик!». Если ребенку без проблем удается найти игрушке соответствующую коробку, можно постепенно увеличивать их количество.

Для детей 2-3 лет

В этом возрасте ребенок быстро впитывает информацию. Понимая природу окружающих предметов и явлений, малышу легче будет уловить принципы многих вещей, с которыми он столкнется позднее.

Добыча

Эту игру лучше проводить среди нескольких детей, но можно и с участием взрослого. На стол кладется «добыча» — это может быть игрушка, или что-нибудь вкусненькое. Детям предлагают встать на небольшом расстоянии от предмета, а взрослый в это время зачитывает небольшой стих. В нем содержится условный сигнал – конкретное слово, после которого дети должны быстро схватить «добычу», опередив соперника.

Задания в картинках

Кроме пособий на занятиях можно использовать распечатанные картинки с упражнениями.

Игры и материалы для обучения

Есть множество забавных игр, которые помогут малышам усвоить материал по математике. Выбирайте, какие вам больше всего по душе.

Игры с прищепками

Предложите ребёнку сосчитать количество предметов на картинке и прикрепить прищепку к нужному числу. Игра тренирует навык счета и развивает мелкую моторику руки.

Игры со счётным материалом

В качестве «помощников» для счёта могут подойти различные предметы:

  • палочки;
  • пуговицы;
  • бусины;
  • ручки;
  • карандаши и т.д.

Материал хорошо подходит для отработки навыка «больше» — «меньше». С одной стороны можно выложить несколько пуговиц, с другой — палочки. Малыш должен сказать, каких предметов больше.

Как организовать занятия

Если вы решили заниматься с малышом самостоятельно, то это не так просто, как может показаться. Все занятия на развитие мышления и логики, изучение окружающего мира требуют систематизации и чёткого распорядка дня. Очень скоро начнётся школа, а там время уроков и перемен установлено строго. Приучайте малыша к такой форме работы.

Когда это происходит

Рассмотреть с ребенком картинки, отображающие распорядок дня. Проанализировав с ним увиденное, попросить назвать время суток, когда ребенок совершает то, или иное действие. Например, чистит зубы – утро; сидит на уроке, обедает – день; лежит в кроватке, за окном темно – ночь. Точно так же можно разобрать любые рисунки, ярко иллюстрирующие время суток.

Кто чей друг

Данная игра учит обобщать предметы, согласно их качествам. Понадобятся карточки с изображением снеговика, сосульки, мороженного и других образов, ассоциирующихся с холодом; утюга, костра, солнца и всего, что ассоциируется с теплом. Предложить ребенку разделить картинки по группам.

Логические задачки

Сюда можно отнести небольшие кроссворды, лабиринты, поиски сходства и отличий предметов. Такие задания на логику и размышление всегда нравятся детям 5-6 лет, ведь воспринимаются как игра. Следите, чтобы задание давало возможность задуматься. Нет смысла в логических задачках, если они решаются с ходу, без размышлений. Только так реально задействуется ситуационная логика, используются предыдущий опыт и знания.

Математические пазлы для детей 4-5 лет

Распечатайте пазлы, разрежьте их по линиям. Предложите ребенку собрать пазл, ориентируясь на последовательность цифр.

Математическое лото для детей 4-6 лет

Распечатайте карточки. Разрежьте карточки с изображением предметов и животных. Раздайте карточки с цифрами участникам игры. Доставайте по одной карточке с животными. Карточку берет тот игрок, у кого на поле есть число, отражающее количество животных (предметов). Побеждает тот, кто первым заполнит все поля.

Найди отличие

Предложить ребенку нарисовать простой рисунок – домик, или машину. Затем попросить отвернуться и дорисовать какую-нибудь деталь. Дать малышу внимательно рассмотреть рисунок и угадать, что было дорисовано взрослым.

Найди пару

Для этого понадобится специальный дидактический материал, приобретенный в магазине, или распечатанный из интернета.

Ребенку предлагают найти пару одинаковых предметов среди множества похожих, или соединить линиями предметы попарно, если они имеют идентичный рисунок.

Найди тень

Для этого упражнения понадобятся предметы различной формы. Лучше, если это будут простейшие геометрические фигуры. Взрослый обводит каждый из них на листке бумаги, а затем предлагает малышу найти предметам соответствующий силуэт. Аналогичный принцип игры имеют специальные сортеры: к отверстиям различной формы необходимо подобрать соответствующие фигурки.

Читайте также:  Нурофен сироп при прорезывании зубов без температуры доза

Направления развития

Программа обучения дошкольников (как мальчиков, так и девочек) должна учитывать основные школьные требования первого года обучения. Не нужно стремиться сделать из малыша вундеркинда, но можно передать ему понимание того, что чем больше он будет знать, тем успешнее будет в школе.

Окружающий мир

Развивающие занятия для детей 2-6 лет по изучению окружающей среды можно проводить каждый день, даже без отрыва от дел. Ребенку интересно буквально все, и он с радостью поддержит беседу, задавая все новые и новые вопросы.

Особенности занятий с детьми 3-4 лет

В этом возрасте детям все также тяжело сосредоточить свое внимание дольше, чем на 20 минут. Зачастую они теряют интерес к занятию намного быстрее, чем в более раннем возрасте.

Причина этого кроется в неправильном подходе к обучению ребенка. Он не способен произвольно фокусировать внимание на объектах, которые не вызывают у него интерес. Занятия, не подкрепленные занимательным рассказом, или сказкой едва ли окажутся продуктивными.

Только через игру ребенок продолжает изучать мир. Яркие образы способствуют быстрому запоминанию и закладке знаний в долговременную память. Именно эту особенность используют педагоги для развития важнейших навыков для данного возрастного периода – речи, памяти, логики.

Подарки от деда мороза

В этой игре ребенок сможет примерить на себя образ доброго волшебника. Для этого понадобится мешок, или непрозрачный пакет, в который малыш вместе со взрослым сложит 5-10 подарков. Это могут быть как игрушки, так и предметы обихода. При этом обязательно проговаривать, для кого из знакомых, или членов семьи подойдет подарок.

Затем, не глядя в мешок, малышу предлагают перечислить находящиеся там предметы, проговаривая:

  • (взрослый) Есть подарок для папы?
  • (ребенок) Да.
  • (взрослый) Это кукла?
  • (ребенок) Нет! Это самолет.

Подвижные игры

Учиться математике можно, даже постоянно двигаясь. Не верите? Тогда предлагаем вам несколько игр, которые пригодятся воспитателям в детском саду или родителям во время прогулки на улице в тёплое время года.

«Гав-мяу». Если игра происходит в группе, необходимо выбрать водящего. Он гавкает или мяукает несколько раз. Малыши должны прыгнуть столько раз, сколько раз было произнесено «гав» или «мяу». Игра хорошо развивает внимание, поскольку ребёнок должен посчитать количество слов. Далеко не всем детям удаётся выполнить упражнение правильно с первого раза.

«Один, два, три». Во время игры взрослый или водящий поёт песенку, а в конце куплета называет число. Малыши должны замереть в такой позе, чтобы количество соприкасающихся с землёй точек тела совпадало с заданной цифрой. Например, если загадано число 2, то ребёнок может встать на две ножки; если число 4, то встать на две ноги и приложить к земле обе ладони.

Потребности ребенка в развитии и в получении знаний

Психологическое развитие детишек четырех лет имеет особенности, в основе которых лежит активная любознательность. Она важна для формирования интеллекта, но требуется всевозможная поддержка взрослых. Нежелание ответить на вопросы ребенка, отказ от проведения познавательных игр и бесед может привести к упущению важного момента и, как следствие, возникновению у малыша задержки психического развития. В дальнейшем у ребенка проявятся трудности с обучением в школе.

Как бы ни желали родители скорейшей самостоятельности своих детей, полноценное их развитие требует от взрослых организации и участия в детских познавательный играх. Совместные занятия (развивашки, познавашки), энтузиазм взрослых — это залог положительного результата. Организация игр не потребует больших затрат сил и времени.

Важно: когда ребенку 4 года, развивающие занятия с ним дома должны быть захватывающими. В этом возрасте малыши еще не способны долго усидеть на месте, поэтому обязательно нужны физкультминутки.

Правила занятий

Занятия по математике с малышами 4–5 лет должны проходить с соблюдением некоторых правил, которые позволят добиться максимальных результатов. Родителям стоит к ним прислушаться, тогда все их усилия не пропадут даром:

  • Помните, что знания усваиваются постепенно. Не стоит требовать от ребёнка запоминания или понимания с первого раза. Продолжайте упорно заниматься, и через некоторое время малыш обязательно покажет результат.
  • Усложняйте задания постепенно. Предположим, малыш ещё не умеет писать цифры. Предложите ему пока прописи, с которыми он легко управится. На следующем этапе попросите дорисовать часть цифры, а затем переходите к написанию в клетках. Поступайте так с любым упражнением, соблюдая правило постепенности.
  • Обязательно хвалите, если малыш усваивает материал и у него получается. Но даже если случаются неудачи, расстраиваться не стоит. Задайте мотивацию, поддержите, поскольку дети легко теряют веру в себя.
  • Не запрещайте считать по пальцам. В 4–5 лет это нормальное явление. Пальцы — наглядный материал, который всегда с ребёнком. Если у него есть необходимость в таком счёте, значит, счёт ещё до конца не усвоен и не автоматизирован.
  • Для отработки навыков счёта чередуйте занятия с предметами и устный счёт. Время от времени, как бы невзначай, обращайте внимание на десятки и сотни, чтобы эти цифры тоже закреплялись в сознании малыша. Это правило относится не только к счёту, но и к другим темам. «Забрасывая удочки» наперёд, вы создаёте прочный фундамент для последующего усвоения материала.
  • Помните, что обучение у детей скачкообразное, т.е. в какой-то момент вам может показаться, что кроха вообще ничего не воспринимает, а через пару занятий выдаст весь материал. Это естественная закономерность усвоения материала.
  • Не дрессируйте, а заинтересовывайте!
Читайте также:  Упражнения при плосковальгусных стопах

Чтобы детям было интересно, весь процесс обучения лучше организовывать в форме игры. Как это сделать, вы можете посмотреть на видео. Предлагаем вам несколько вариантов игр по математике, которые обязательно понравятся ребятам.

Самый внимательный

Ребенку предлагают найти на картинке геометрические фигуры. Это могут быть замаскированные под крышу треугольники; шары, колеса – круги.

Собери сам

https://www.youtube.com/watch?v=Hwbz0JvSt18

Используя ватные палочки, или карандаши, взрослый выкладывает перед малышом какую-нибудь несложную фигуру – квадрат, домик, человечка. Затем разбирает ее и предлагает ребенку повторить.

Угадай предмет

Ребенку завязывают глаза и дают по очереди в руки предметы. Задача состоит в том, чтобы угадать предмет наощупь. После этого предложить ребенку вспомнить название всех предметов, которые он угадывал по порядку.

Упражнения и игры

В четыре года все упражнения должны носить только игровой характер. Иначе малыш быстро устанет и потеряет интерес к обучению.

Например, чтобы развить память, начертите на бумаге сетку с крупными клетками. Затем вместе с крохой расположите в квадраты-домики несколько мелких игрушек. Когда чадо отвернётся, переставьте предметы в другие клетки. Предложите дошколёнку вернуть их на места.

Упражнение «Книжный детектив» поможет закрепить знание букв и умение выделять первый звук в слове. Задание: загадайте букву, и попросит отыскать предмет или картинку в книге на заданную букву. С несколькими детьми можно поиграть на скорость. Усложнить упражнение можно заданием, найти слова с двумя буквами или с буквой на конце.

Ещё одна игра для уроков грамоты. Приклейте карточки с буквами к предметам в комнате так, чтобы их названия начинались на эту букву. Задача малыша найти, какие буквы прикреплены неправильно, и исправить это.

Хорошо, когда родители всерьёз занимаются развитием и обучением своих дошколят. Однако не стоит превращать домашние занятия в повинность для ребёнка или рутинную работу. Малыш должен наслаждаться процессом обучения и сам с нетерпением ждать каждое занятие.

Упражнения на компьютере

Современная игровая продукция для гаджетов предлагает множество вариантов обучающих игр онлайн на компьютере. Вы можете использовать их для выработки различных умений:

  • счёт;
  • логическое мышление (умение составить или продолжить логическую цепочку);
  • умение различать геометрические фигуры;
  • оперирование понятиями «больше» — «меньше», «короче» — «длиннее» и т.д.

Рекомендовать определённые игры очень сложно, поскольку сегодня они представлены в интернете в огромном количестве. Выбирайте те, которые будут интересны вашему крохе и необходимы для обучения.

Во время занятий на компьютере обязательно соблюдайте технику безопасности:

  • Не оставляйте ребёнка наедине с техникой, если рядом много проводов или есть розетка.
  • Ограничивайте время пребывания за гаджетами 30 минутами в сутки.
  • Подбирайте спокойные, доброжелательные игры без агрессивных моментов.

Упражнения на память

Ребенок без труда запоминает объект, вызвавший у него яркий образ. Именно эту особенность психоэмоционального развития рекомендуют использовать педагоги для успешного обучения малыша.

Физическое развитие детей

Важную роль в развитии ребенка играют не только психология, поведение и воспитание, но и физическое развитие.  Без этого программа формирования личности малыша будет неполноценной. Особенности, с которыми связано физическое воспитание, можно определить следующим образом:

  1. Ребенок ежедневно делает простейшие физические упражнения для разминки.
  2. Малыш лазит по шведской лестнице, любит прыгать на батуте, играет в мяч со сверстниками.
  3. Сам катается на детских качелях.

Данные навыки являются показателем силы мышц ребенка. Поведение родителей в отношении ребенка 4-5 года жизни должно стимулировать его физическое развитие. В конце концов, можно посещать специальную спортивную секцию, где программа предусматривает развитие определенных групп мышц.

Психологические проблемы, возникающие у ребенка в этом возрасте

Чей листок

Предложить ребенку картинки с изображением листьев уже известных ему деревьев. Попросить малыша назвать дерево, которому соответствует тот или иной лист. Аналогичную игру можно провести с изображениями цветов и фруктов.

Летом и осенью более тесному знакомству с флорой родного края послужит сбор гербария. Позже, просматривая собранный материал зимой, малышу легче будет вспоминать названия знакомых ему растений.

Чтение

Важно научить малыша не просто разбираться с буквами, но и читать простые предложения. Развитие речи без чтения не будет нормальным. Предложите ему пересказать прочитанный текст. В возрасте 5-6 лет допускается чтение по слогам с соблюдением ударения. В день достаточно 1-2 абзацев с обсуждением прочитанного. Предлагайте разного рода работу с текстом:

  • дополнить рассказ;
  • пересказать;
  • ответить на вопросы по тексту.

Если малышу пока тяжело читать самостоятельно, предварительно прочтите ему текст сами. При приеме в школу знания букв и умения читать по слогам обычно вполне достаточно.

Я все знаю

Ребенку предлагают в течение 1 минуты назвать 5-10 предметов по заданному признаку: цвету, форме и другому общему понятию.

Автор записи: mamaexpert

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.