Как отучить ребенка материться? 7 советов психолога

Выступление на родительском собрании по теме «речевая агрессия у детей»

Цель: формирование знаний родителей о проблеме речевой агрессии дошкольников.

Задачи:

Объяснить проявления и причины детской агрессии. Рассказать способы реагирования на речевую агрессию ребенка.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация.

Вступление

Рано или поздно из детских уст вдруг вылетают слова и предложения, совсем недетские. Запоминают такие обороты дети очень быстро, и тому есть целый ряд причин. Во-первых, это совершенно новые для него слова, а свежие впечатления в возрасте 2-3 лет оказывают очень сильное воздействие на детскую психику.

Во-вторых, малыш прекрасно замечает реакции окружающих – мам и воспитателей на тех детей, которые эти слова произносят: их замечают, им уделяют внимание (пусть и в негативном ключе). И третья причина популярности детского мата заключается в том, что знание таких выражений очень выгодно, с точки зрения малыша, отличает его от сверстников, которые такими сакральными знаниями не обладают.

Как же повести себя, услышав столь неподобающие выражения из уст своего чада?

Если ребенок маленький (до 4 лет). И плохие слова от него слышно очень редко, или впервые лучший способ сделать так, чтобы эти слова не прижились – проигнорировать их. Ребенок не знает смысла этого слова и произнес его только для того, чтобы проверить вашу реакцию. Если мама среагирует очень бурно, ребенку это понравится, и он будет снова его повторять, чтобы опять увидеть эту реакцию. А если мама отреагировала спокойно, то нет причины снова повторять это слово.

Если же ребенок старшего возраста, то можно с уверенностью говорить, что ребенок матерится, зная, что этого делать нельзя и делает это специально. Если игнорировать ребенка в этом случае, то он поймет, что ничего ему за это не будет, и продолжит ругаться. Поэтому действовать нужно по-другому.

Читайте также:  Несколько советов как правильно одевать ребенка на улицу

Давайте разберем причины, почему ребенок ругается? (Слайд 2.)

1. Бранная речь у ребенка постоянно на слуху (негативная речевая среда – брань дома, в детском саду, в песочнице на улице, потелевидению).Он использует бранную речь, потому что все вокруг так делают. И ребенку будет очень сложно понять, почему это всем можно, а мне нельзя.

2. Ребенку не хватает внимания взрослых, поэтому он старается привлечь его к себе всеми доступными способами, пусть даже такими плохими.

3. Возрастные психологические кризисы. В периоды кризиса 3 и 7 лет ребенок может ругаться только потому, что это ему запрещают (особенность кризиса).

4. Не умеет выражать гнев приемлемым способом. Ребенок ругается только когда очень зол, с кем-то поссорился.

5. Ребенок невоспитанный, «испорченный» — использует брань специально, чтобы оскорбить, унизить. Плохое поведение это и причина детского мата и следствие различных факторов.

Речевую агрессию в самом общем виде можно определить как грубое,оскорбительное, обидное общение. (Слайд 3.) Сюда относится собственно мат, грубые слова. Но кроме этого к речевой агрессии относится грубый тон и угрозы, грубые требования, грубые отказы. Ребенок по какой-то причине выражает неуважение ко взрослому и это недопустимо, особенно, если ребенок оскорбляет собственных родственников. Что же делать? Исходить нужно из причин, почему ребенок ругается (Слайд 4.)

Если причиной является негативное речевое окружение (кто-то в доме постоянно ругается, ребенок смотрит телепередачи не по возрасту, то соответственно, нужно исключить мат из окружения ребенка, чтобы он его больше не слышал. И постепенно отучать ребенка от мата, в том числе своим примером, если такая привычка у него уже сложилась.

Если ребенку не хватает внимания – уделите ему это внимание, проводите больше времени, играя в игры. Причина ругани ребенка в этом случае – желание привлечь внимание. Если внимания ему и так достаточно, не будет необходимости привлекать его таким плохим, но действенным способом. При этом, реагировать на мат нужно максимально спокойно, чтобы ребенок видел, что таким образом он не выведет вас из себя и перестал это делать.

Читайте также:  Подборка схем вязания шапочки для новорожденного спицами

сладкого или телевизора).

Если у ребенка возрастной кризис, также нужно максимально спокойно относиться к его истерикам и ругани. Но при этом систематически продолжать объяснять, как вам неприятно слушать такое, объяснять, почему нельзя ругаться и при необходимости наказывать ребенка. Так же кризис подразумевает стремление ребенка перейти на новую ступеньку развития и взаимоотношений.

Если малыш оскорбляет родственников, родителей, посылает их, часто впадает в истерики, особенно во время кризиса. Объясните ребенку, что это неприемлемо, и покажите как вам это неприятно. Будьте строги, но не доходите до рукоприкладства и ругани в ответ. Здесь не обойтись без наказания. Возможно, объявить ему бойкот. Вы тоже имеете право обидеться.

Если ребенок матерится, когда очень зол, вероятно, он не знает, как можно выразить свою злость другим способом. Гнев – естественная и нормальная эмоция. Невозможно не злиться и нельзя требовать этого от ребенка. Говоря ему «Не злись!», «Ты не должен быть таким злым!», вы серьезно можете травмировать ребенка.

Злиться нормально и естественно. Ненормально при этом материться. Зато можно побить подушку или разрисовать листок или покричать в подушку. В крайнем случае, можно поругаться и покричать в специальный мешочек для криков, главное не говорить такие слова человеку лично, оскорбляя его. Объясните это ребенку и научите его, что делать, если очень зол, а ругаться и драться нельзя.

Чего нельзя делать: (Слайд 5.)

Ругаясь, ругать за ругань. Родительская речь должна быть примером для ребенка. Дети не поймут, почему взрослым можно ругаться, а детям — нет. И вообще, вместо постоянных выражений запрета: «Так нельзя!», «Да ты что!», «Прекрати немедленно!», «Опять ты за свое!», «Плохой мальчик!», лучше использовать намеки или другие, более мягкие формулировки: «Зачем же ругаться?», «Что-то мне не нравятся эти слова», «Прозвучало грубо», «Ты же у меня

Читайте также:  Повышенное внутричерепное давление у грудничков и младенцев — причины, симптомы и лечение

добрый и вежливый. Не нужно таких слов», «Знаю, что это ты сказал случайно. Я верю, что в следующий раз ты подберешь правильные слова».

Стыдить на глазах у других. Это унижает ребенка. Лучше сделать ему замечание, а уже позже, наедине поговорить с ним.

Автор записи: mamaexpert

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.