Содержание:
Подготовка ребенка к процедуре
Для исследования на голову ребенка будет надеваться специфическое оборудование. Поэтому важно объяснить более старшему малышу — зачем это требуется и что это совсем не страшно.
- При проведении процедуры младенцу выбор времени для исследования согласуйте с графиком его сна – ЭЭГ будет проводиться именно в этот период. Перед сеансом обязательно покормите ребенка.
- Детям постарше представьте процедуру в виде увлекательного приключения. Это позволит спокойно закрепить на его голове устройство. Потренируйтесь дома делать что-либо подобное, чтобы малыш не пугался.
- Для обеспечения спокойствия возьмите любимые игрушки или книжки и при необходимости отвлечь малыша с их помощью.
- В отдельных случаях от ребенка потребуется делать то, что говорит врач — открывать и закрывать глаза, проходить различные тесты, особенным образом дышать. Родители должны предупредить малыша от таких моментах.
- Если ребенок принимает какие-либо приписанные медикаменты, то перед исследованием их обязательно используйте по стандартной схеме. Однако, врач, который проводит ЭЭГ, должен узнать об этом заранее. Единственное исключение – препараты против судорог, их отменяют за три дня до ЭЭГ.
- Исследование откладывается в том случае, если малыш простужен. В неподходящий момент он начинает чихать и кашлять, что негативно скажется на результате.
- К моменту начала процедуры с ребенка надо убрать все посторонние предметы (сережки, заколки) и волосы обязательно должны быть распущены.
- Кожные покровы головы и волосы к моменту начала процедуры должны быть вымыты и высушены, без намека на какие-либо косметические вещества.
- Перед процедурой ребенок должен быть спокойным, сытым и хорошо выспавшимся.
- Манипуляция проводится в звукоизолированной комнате, где находится кушетка для пациента и аппаратура для ЭЭГ.
- Непосредственно перед исследованием на голову ребенка надевается приспособление для ЭЭГ. Это либо особая шапка с подсоединенными к ней электродами, либо резиновая сетка, на которой врач будет закреплять датчики.
- Там, где эти датчики контактируют с поверхностью головы, кожа смазывается гелем.
- На уши ребенка помещаются особенные клипсы, не обладающие электропроводимостью.
- В том случае, если исследование проводится у младенца, то он остается на руках у матери, либо быть помещен на стол для пеленания. Ребенок должен уже спать.
- Спокойное поведение малыша при процедуре — важный момент. Он сыграет особенную роль при интерпретации результатов.
- Продолжительность сеанса составляет порядка 20 минут.
- Дети постарше во время процедуры не лежат, а находятся в положении полусидя. В этом случае важно соблюдать неподвижность головы – ею нельзя шевелить и наклонять вперед.
Хотя противопоказаний к проведению электроэнцефалографии нет, у некоторых малышей процедура может вызывать тревогу. Это связано с необходимостью размещения на голове специального оборудования, поэтому перед посещением нейрофизиолога детей нужно подготовить, провести беседу, чтобы у них не было страха перед манипуляциями врача. Существует еще ряд рекомендаций, которые нужно выполнить перед процедурой ЭЭГ:
- Предварительно следует вымыть малышу голову, так как на ней будут закрепляться датчики.
- Если исследование назначено грудничку, то его нужно заблаговременно покормить. Это сделает малыша более спокойным и позволит беспрепятственно зафиксировать показания приборов.
- Новорожденному ребенку ЭЭГ проводится в период сна, поэтому с врачом лучше заранее согласовать время процедуры.
- При обследовании малыша старше 12 месяцев запись производится в момент бодрствования. Чтобы ребенок не волновался, можно дать ему в руки любимую игрушку.
- Голову девочки следует освободить от заколок и украшений. Если волосы уложены в прическу, их нужно расплести.
- Нейрофизиолог должен знать о том, какие препараты принимает ребенок. Прекращать их прием не нужно, отменяются только противосудорожные медикаменты, которые применяются при эпилептических приступах.
- Дома можно поиграть с малышом, научить его выполнять такие задания: открыть, закрыть глаза, дышать быстрее, затем медленнее.
Показания к ээг ребёнку
Пациенты предпочитают выполнять ЭЭГ по нескольким причинам:
- отсутствие противопоказаний;
- безопасность процедуры;
- достоверность результатов;
- возможность выполнить исследование в спящем состоянии ребёнка;
- отсутствие и возрастных границ для проведения процедуры (ээг делают как новорожденным, так и старшим детям);
- доступные цены;
- незначительное время, необходимое на проведение обычной ЭЭГ;
- комфортные условия пребывания во время длительного ЭЭГ мониторинга;
- безвредность (закреплённые на голове ребёнка электроды регистрируют электрическую активность мозговых структур, но не оказывают никакого воздействия на мозг);
- возможность проведения многократного обследования для отслеживания динамики развития симптомов заболевания и эффективности назначенной лекарственной терапии;
- оперативная расшифровка результатов для постановки диагноза ведущими неврологами-нейрофизиологами.
К недостаткам метода относят возможное искажение показателей по следующим причинам:
- нестабильное психоэмоциональное состояние малыша на момент выполнения процедуры;
- подвижность (во время процедуры необходимо соблюдать статичность головы и тела);
- применение лекарственных средств, оказывающих влияние на деятельность центральной нервной системы;
- состояние голода (снижение уровня глюкозы в крови на фоне голода влияет на работу головного мозга);
- хронические заболевания органов зрения.
В большинстве перечисленных случаев причины возможного искажения результатов ЭЭГ можно устранить. Показания к назначению функциональной диагностики нервной системы ребенка могут быть трёх видов:
- контрольно-терапевтические;
- подтверждающие или опровергающие;
- симптоматические.
Педиатры считают, что ЭЭГ обязательно необходимо выполнять детям первого года жизни для мониторинга психологического развития. ЭЭГ исследование делают детям после поведенных нейрохирургических операций.
Это контрольно-профилактическая процедура при диагностированной ранее эпилепсии, аутизме, гидроцефалии. Вторую категорию показаний представляют врачебные предположения на наличие злокачественных новообразований головного мозга.
ЭЭГ способна выявить патологический очаг раньше чем, его покажет магнитно-резонансная томография.
Процедуру назначают при наличии следующих симптомов у детей:
- отставание ребёнка в речевом развитии: нарушение произношения (дизартрия), расстройство или утрата речевой деятельности вследствие органического поражения определённых зон головного мозга, которые отвечают за речь (афазия), заикание
- внезапные, неконтролируемые приступы судорог у детей, напоминающие эпилептические припадки;
- неконтролируемое опорожнение мочевого пузыря ночью (энурез);
- возбудимость и чрезмерная подвижность детей (гиперактивность);
- бессознательное передвижение ребёнка во время сна (лунатизм);
- черепно-мозговая травма (сотрясения, ушибы сдавление головного мозга);
- систематические головные боли, обмороки и головокружения неопределённого происхождения;
- непроизвольные мышечные спазмы в ускоренном темпе (нервный тик).
ЭЭГ исследование выполняют детям, которые неспособны сосредоточиться, со снижением умственной активности, расстройством памяти. Показанием к ЭЭГ являются психоэмоциональные нарушения: беспричинная смена настроения, склонность к психопатическим реакциям, агрессии. Педиатры рекомендуют делать ЭЭГ подросткам с нестабильным артериальным давлением.
Типы детской ээг
Типы детской ЭЭГ головного мозга зависят от регулярности альфа ритма, частота которого варьирует от 6,5 до 9,5 в секунду, а амплитуда находится в диапазоне от 30 до 100 мкВ, степени выраженности тета и дельта колебаний. Крайние варианты ЭЭГ у детей характеризуются преобладанием регулярного («супернормального») альфа-ритма или полным его отсутствием в случаях так называемой полиморфной кривой.
В ряде случаев фиксируются синхронные веретенообразные вспышки высокоамплитудных колебаний тета диапазона в теменно-центральных областях обоих полушарий. В передних отделах полушарий головного мозга увеличивается амплитуда ритмических тета колебаний. Она нарастает при ориентировочной реакции. У 70% детей этой возрастной группы проявляются полифазные потенциалы в виде редких колебаний.
У 40% детей 3-5 лет в задних отделах полушарий выявляются ритмические медленные волны, нередко проявляющиеся с асимметрией. Во время гипервентиляции у некоторых детей 4—6 лет встречаются диффузные медленные колебания. Ритмические медленные волны в затылочно-теменных областях часто выявляются при гипервентиляции и подвергаются обратному развитию через 30-40 с после окончания пробы. Их трудно отличить от эпилептической активности.
У детей 7-9 летнего возраста происходит дальнейшее созревание коры головного мозга, учащается альфа ритм. Он проявляется с частотой 7,5-10,5 в секунду. Частота альфа ритма быстрее нарастает у девочек. Максимальная его амплитуда выявляется в 9 лет. На электроэнцефалограмме детей 7-9 лет можно увидеть высокоамплитудные веретенообразные вспышки тета колебаний, которые преобладают в центральных областях. Их связывают с нарастающей активностью таламуса.
У половины детей в возрасте 7-9 лет выявляется характерная для взрослых реакция активации, а реакция усвоения ритма сдвигается в сторону высоких частот альфа и бета диапазонов. Максимум выраженности реактивных изменений в ЭЭГ при гипервентиляции наблюдается к 9 годам. Он характеризуется нарастанием генерализованной тета и дельта активности или медленного высокоамплитудного ритма, который преобладает в задних отделах полушарий.
К 10 годам заканчивается формирование основного коркового ритма. Устойчивый альфа-ритм выявляется у 50% у детей. Часто в ЭЭГ детей этого возраста проявляются низкоамплитудные тета колебания. К 12 годам отмечаются следующие изменения на детской ЭЭГ:
- Стабилизируется альфа-ритм;
- Уменьшается выраженность полифазных потенциалов;
- Исчезают билатеральные вспышки разрядов в сенсомоторных областях.
У подростков 13-15 лет альфа ритм доминирует во всех областях коры. После 13 лет менее выраженной становится реакция на гипервентиляцию. К 15 годам исчезают полифазные потенциалы, уменьшается выраженность медленных волн в центральных областях коры. ЭЭГ девочек «созревает» на 1-2 года быстрее, чем мальчиков.
В период полового созревания в ряде случаев проявляются регрессивные отклонения детской ЭЭГ с усилением тета активности и замедлением формирования высокочастотного альфа ритма. Особенностью этого возрастного периода является снижение порога эпилептической готовности головного мозга.
Остальные показатели в заключениях
Как научиться самостоятельно интерпретировать экспертные заключения? Расшифровка показателей ЭЭГ представлены в таблице:
Показатель | Описание |
Дисфункция средних структур мозга | Умеренное нарушение активности нейронов, характерное для здоровых людей. Сигнализирует о дисфункциях после стресса и пр. Требует симптоматического лечения. |
Межполушарная асимметрия | Функциональное нарушение, не всегда свидетельствующее о патологии. Необходимо организовать дополнительное обследование у невролога. |
Диффузная дезорганизация альфа-ритма | Дезорганизованный тип активирует диэнцефально-стволовые структуры мозга. Вариант нормы при условии отсутствия жалоб у пациента. |
Очаг патологической активности | Повышение активности исследуемого участка, сигнализирующее о начале эпилепсии или расположенность к судорогам. |
Ирритация структур мозга | Связана с нарушением кровообращения различной этиологии (травма, повышенное внутричерепное давление, атеросклероз и др.). |
Пароксизмы | Говорят о снижении торможения и усилении возбуждения, часто сопровождаются мигренями и головными болями. Возможна склонность к эпилепсии. |
Снижение порога судорожной активности | Косвенный признак расположенности к судорогам. Также об этом говорит пароксизмальная активность головного мозга, усиленная синхронизация, патологическая активность срединных структур, изменение электрических потенциалов. |
Эпилептиформная активность | Эпилептическая активность и повышенная предрасположенность к судорогам. |
Повышенный тонус синхронизирующих структур и умеренная дизритмия | Не относятся к тяжелым нарушениям и патологиям. Требуют симптоматического лечения. |
Признаки нейрофизиологической незрелости | У детей говорят о задержке психомоторного развития, физиологии, депривации. |
Резидуально-органические поражения с усилением дезорганизации на фоне тестов, пароксизмы во всех частях мозга | Эти плохие признаки сопровождают тяжелые головные боли, синдром нехватки внимания и гиперактивности у ребенка, повышенное внутричерепное давление. |
Нарушение активности мозга | Встречается после травм, проявляется потерей сознания и головокружениями. |
Органические изменения структур у детей | Следствие инфекций, например, цитомегаловирус или токсоплазмоз, либо кислородного голодания в процессе родов. Требуют комплексной диагностики и терапии. |
Изменения регуляторного характера | Фиксируются при гипертонии. |
Наличие активных разрядов в каких-либо отделах | В ответ на физические нагрузки развивается нарушение зрения, слуха, потеря сознания. Необходимо ограничивать нагрузки. При опухолях появляются медленноволновая тета- и дельта-активность. |
Десинхронный тип, гиперсинхронный ритм, плоская кривая ЭЭГ | Плоский вариант характерен для цереброваскулярных заболеваний. Степень нарушений зависит того, как сильно будет ритм гиперсинхронизировать или десинхронизировать. |
Замедление альфа-ритма | Может сопровождать болезнь Паркинсона, Альцгеймера, послеинфарктное слабоумие, группы заболеваний, при которых мозг может демиелинизировать. |
Консультации специалистов в области медицины онлайн помогают людям понять, как могут расшифровываться те или иные клинически значимые показатели.