Как научить ребёнка писать сочинения

Лиха беда начало

Учащимся 5–6 классов предлагается: 

  • составить план сочинения; 

  • сформулировать тезис и аргументы; 

  • проанализировать лирическое стихотворение; 

  • дать речевую, индивидуальную и сравнительную характеристики литературного героя; 

  • описать особенности пейзажа и интерьера.

В 7–8 классах, кроме выполнения перечисленных заданий, дети должны анализировать позицию автора того или иного произведения.

Составление плана Елена Зуева считает одним из первостепенных умений, которые развивают логику, понимание причинно-следственных связей, а для нынешних подростков, обладающих «клиповым» мышлением, — это довольно сложная задача.


На внимательную работу с текстом нацелены и вопросы, содержащиеся в рабочих тетрадях и выстроенные по определенной логической системе. Выполняя эти задания, школьники учатся:

  • искать аргументы, необходимые для доказательства того или иного тезиса; 

  • подбирать точные цитаты; 

  • анализировать лексику и художественно-изобразительные средства, использованные автором. 

Особую сложность представляет анализ лирического стихотворения: юным читателям необходимо не только понять содержание поэтического произведения, но и прочувствовать настроение автора и описать те художественно-изобразительные средства (тропы, особенности лексики и синтаксиса),  которыми он эти настроения передает.

Так закладываются основы филологического анализа.

Почему детям трудно писать сочинения?

Первые сочинения дети пишут во 2-3 классе. Выдавая задание, не каждый педагог способен объяснить, какими приемами и правилами нужно руководствоваться при его выполнении. Отсюда — первые стрессы и нежелание ребенка приступать к работе. Обычно за неумением писать сочинение кроются:

  • проблемы с фантазией;
  • слабое образное мышление;
  • незнание темы;
  • отсутствие представлений о четкой структуре текста.

Родителям не следует отворачиваться от просьб ребенка о помощи или писать работу за него. Важно быть рядом и разъяснить, как пишется сочинение. Освоив базовые навыки, в дальнейшем ребенок научится писать хорошие тексты. Чтобы они были грамотными, следует развивать фантазию, воображение, речь. В этом помогут хорошие книги, путешествия, новые впечатления.

Черновик – основа дела

Работе с черновиком ребенка тоже нужно учить. Неправильно, если он просто сядет и начнет писать полностью сочинение – как на чистовик. При этом у него нет возможности вносить серьезные правки, дописывать, корректировать. А между тем такая возможность должна быть обязательно – на то он и черновик!

Удобно согнуть лист пополам и писать текст слева. Правая часть остается для пометок, вставок, комментариев. При этом писать нужно только на лицевой стороне листа, чтобы весь текст был перед глазами. При больших объемах можно использовать несколько листов.

Парадоксально, но начинать лучше всего с написания заключения. Так учащийся сразу видит, в какую сторону ему развивать мысль, ставит себя в рамки плана и делает вывод к своей будущей работе, которая пока только осмысливается в голове. Но к моменту ее завершения школьник уже достаточно устанет для того, чтобы поставить эту красивую жирную точку в своей работе. А хороший вывод всегда оценивается очень высоко.

Читайте также:  Капризный ребенок 2, 3, 4, 5 лет - что делать

Потренироваться умению писать краткие и глубокие выводы можно с помощью простого приема: закончить рассказ. Сначала пусть это будет событийный рассказ, затем можно брать описательные тексты, рассуждения. Постепенно ребенок научится подбирать концовку и к собственным произведениям.

А вот вступление практичнее писать после того, как будет готова основа. В таком случае введение будет грамотно подводить к дальнейшему повествованию, задавать ему тон. Проще говоря, ученику уже будет видно, на что нужно настраивать читателя.

Чтобы детям было легче написать вступление, им нужно предложить несколько клишированных вариантов:

  • Цепочка наводящих вопросов. (Что такое счастье? В чем оно заключается? Как понять, что ты счастлив? Как построить свое счастье? Об этом и рассуждает (имя писателя) в своем произведении (название).
  • Рассуждения о заголовке сочинения. (Любовь. Однозначно сказать, что это, невозможно, настолько она многогранна и субъективна. Об одной из таких граней и размышляет (имя писателя) в своем (название произведения).
  • Диалог с собеседником (в виде обращений ко второму лицу).
  • Начало в виде цитаты, афоризма, пословицы, отражающей суть темы.
  • Небольшая справка об авторе (поэте, художнике, писателе) либо о создании произведения.
  • Описание впечатлений, которые вызвало конкретное произведение у самого учащегося.

После того, как сочинение написано, учащийся должен уметь его вычитывать, исправлять допущенные ошибки. А также иметь возможность послушать анализ своей работы со стороны. В качестве критика могут выступать как учитель, так и родители, желающие помочь ребенку в освоении навыка письменных работ.

Только в этом случае у него будет понимание того, как писать – хорошо, а как – плохо.

Тема сочинения

Обсудите вместе с ребенком тему сочинения и определите:

  •  о чем писать в сочинении (о чем нужно рассказать обязательно, а какие детали можно обойти стороной);
  • какие события описывать и как это сделать интереснее;
  • какая эмоциональная окраска должна быть у сочинения.

Например, у вас тема: «Мой домашний любимец»:

  • представляем своего питомца: как его зовут, его порода, как он выглядит, какой у него характер;
  • выбираете несколько интересных событий в вашей общей жизни (забавных или печальных): что именно случилось, как повел себя ваш питомец в этой ситуации, что с ним произошло в результате;
  • описываете, как вы относитесь к животному: какие эмоции он у вас вызывает, почему вы его любите и т.д.

Собираем материал для сочинения

Материал сочинения – это те события, которые вы собираетесь описывать. В сочинении, обычно, не ограничиваются несколькими словами, поэтому подумайте, как интереснее можно написать о произошедшем:

  •  добавляем больше прилагательных (смелый щенок, отважный друг, несчастный котенок, мокнущий под дождем);
  • добавляем интересные сравнения (в этот момент щенок был похож на отважного льва; хвостик котенка дрожал на ветру, как шелковая ленточка);
  • находим много синонимов (слова со схожим смысловым значением) для существительных и глаголов, которые употребляем: мне нравится – я восхищен; сражаться – биться, спасать – выручать; питомец – домашний любимец и т.д.);
  • добавляем красок окружающей действительности (в тот момент, когда щенок бросился в воду, грянул гром, сверкнула молния, и все вокруг озарилось каким-то волшебным светом).
Читайте также:  Заложенность носа у ребенка

Сначала, для простоты, вы можете написать свою историю, используя обычные слова без описательных характеристик, а потом, что называется, «нарастить мясо» на скелет, придумав яркие прилагательные и причастия к каждому существительному.

В поисках смысла жизни

Приобретенные в основной школе навыки совершенствуются в старших классах. Учащимся предлагается написать сочинения разных жанров: например, характеристику героев, рассуждение проблемного характера, рецензию.

Темы сочинений становятся все разнообразнее, глубже и сложнее: 

  • «Истинные и ложные ценности в произведении И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»; 

  • «Что необходимо человеку для обретения смысла жизни: правда или сострадание» (по пьесе М. Горького «На дне»); 

  • «Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути» (на примере лирических произведений Маяковского, Блока, Есенина) и др.

Кроме того, детям даются задания по редактированию и рецензированию сочинений, тексты которых приведены в рабочей тетради.


Для оценки этих сочинений приведен список конкретных критериев: 

  • насколько глубоко и полно раскрыта основная мысль; 

  • последовательно ли изложен материал и доказательны ли главные тезисы; 

  • насколько уместно и правильно использованы цитаты из литературного источника…

Умение увидеть чужие ошибки, по мнению автора пособия, позволяет избежать своих.

Интересная часть работы — выбор вступительных и заключительных частей к сочинению из приведенных в рабочей тетради вариантов. Это вовсе не игра в «угадайку», как может показаться на первый взгляд. Напротив, по словам Елены Ерохиной, некоторые задания сформулированы таким образом, чтобы их нельзя было выполнить однозначно и чтобы учитель мог организовать дискуссию в процессе работы по этим пособиям.

Классификация сочинений

Для начала разберемся, какие виды сочинений существуют. Ведь для каждого из них существуют свои критерии и свои правила написания и оформления. Знакомство с сочинением как видом письменной работы начинается уже в начальной школе. Вот в градации от простого к сложному и рассмотрим виды сочинений.

В методике существует несколько классификаций сочинений (по объему, по жанру, по характеру темы). В наиболее общей классификации принято выделять три основных вида:

  • Сочинение-описание. К ним относятся такие распространенные виды сочинений, как описание героя, сочинение по картине, описание пейзажа, интерьера и т.д. Отличительная особенность таких сочинений — в постепенном переходе от общего к частному. Ключевое значение для такого вида сочинения имеет правильный выбор художественно-изобразительных средств.
  • Сочинение-повествование, или сочинение-рассказ. Здесь главный упор делается на структуру изложения материала. Обязательно присутствуют такие компоненты, как завязка, кульминация и развязка. По сути, сочинение-повествование — это рассказ о каком-либо событии, описание действия.
  • Сочинение-рассуждение — один из наиболее сложных видов письменной работы. К этому виду относятся такие жанры сочинений, как отзывы, обзоры, эссе, сочинение на свободную тему. Для такого вида сочинений важно грамотно сформулировать главную мысль, идею — тезис. Затем идет построение доказательств (примеров, подтверждающих тезис). И заканчивается сочинение-рассуждение подведением итога — ответом на главный вопрос.
Читайте также:  Пошаговая инструкция по созданию мебели для куклы, как правильно делать

Работа с черновиком и бедным словарным запасом

Вначале необходимо набросать опорные ключевые фразы и выстроить их логически — это будет первоначальным планом. Затем придерживаясь этого плана и структуры сочинения, ребенок сможет написать текст в черновом варианте. Теперь осталось проверить грамотность и переписать работу в чистовик. Во время проверки может возникнуть еще одна проблема — бедный словарный запас школьника. Если это так, на этапе подготовки к работе нужно составлять красочные портреты героев или описания предметов, которые фигурируют в тексте.

Ребенка следует научить работать с черновиком, где он может играть с образами, выражениями, фразами. Обязательно использование орфографического словаря, который позволит найти синонимы, исправить ошибки.

Советы профессиональных педагогов

Оценивая сочинения школьника, педагог определяет уровень владения литературным языком, широту кругозора, умение дать объективную оценку событиям, сделать собственные выводы. Техника обучения этому зависит от возраста:

  • Воспитанников младших классов следует учить в игровой форме. Можно договориться писать предложения по очереди, вместе обсуждать каждое из них. Со временем ребенку будет легче проявлять свои мысли, фантазировать. Он сможет писать интересные, легкие и структурированные тексты.
  • Помощь старшеклассникам заключается в обсуждении деталей работы со взрослыми. Можно проговорить, каким будет вступление, основной текст и заключение, выслушать идеи друг друга, найти компромисс. Старшие школьники могут самостоятельно анализировать свои работы, оценивать их стиль, вносить коррективы.

Учим писать сочинение правильно: важные аспекты

Рассмотрим по порядку, как научить ребенка писать сочинение правильно, на что обратить внимание.

Этап 3. составляем план сочинения

План — «альфа и омега» любого сочинения, так как он задает рамки и помогает логически последовательно излагать свои мысли. Учить составлению плана необходимо уже в начальной школе.

Любое сочинение, вне зависимости от вида и жанра, содержит три главные составляющие: введение, основная часть и заключение.

  • Чтобы научиться выделять эти смысловые части, желательно составлять планы на предварительных уроках, Например, прочитали произведение — попросите учащихся составить план и выделить основные части. Прочитали параграф учебника — то же самое: составьте план.
  • В методике существует и такой прием, который учит выделять отдельные фрагменты текста: предложите ученикам текст, в котором абзацы перемешаны. Ученики должны расположить абзацы в логической последовательности, дав название каждому.
  • Очень важно, чтобы план соответствовал заявленной теме. Поэтому можно предложить учащимся заранее составленные планы по теме сочинения и попросить их оценить соответствие. Работу можно проводить в группах или в парах.

А вот проводить этап составления плана можно до или после сбора материала. Бывает, что ученик выбрал тему, обозначил границы и сформулировал главную идею, а о чем писать — не представляет. Тогда лучше сначала собрать материал, а потом составить план. Главное, чтобы составление плана не проходило уже после написания сочинения.

Автор записи: mamaexpert

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.