Дислексия у ребенка: симптомы, диагностика и коррекция

Основы лечения дислексии

Дислексия является специфическим расстройством обучения, которое включает в себя трудности при чтении. Тестирование и ранняя диагностика дислексии существуют и очень важны. Без правильного диагноза и лечения, дислексия может привести к разочарованию, неуспеваемости и низкой самооценки вашего ребенка в будущем.

Диагностика дислексии включает чтение или письмо, а экзаменатор ищет признаки дислексии, таких как добавление, удаление или изменение слова; построение слова из других частей; перестановка местами слов и букв. В то же время и язык тела может дать ключ: человек с дислексией часто «прочищает» свое горло, щелкает ручкой, грызет карандаш или ерзает во время тестирования из-за беспокойства по поводу выполнения теста.

Дислексии это расстройство, с которым человек рождается и его нельзя предотвратить или вылечить, но им можно управлять с помощью специального обучения и  методов поддержки. Раннее вмешательство для решения проблем чтения важно. Родители должны понимать, что дети с дислексией могут учиться нормально, но, вероятно, им нужно учиться делать это по-другому, чем обычным детям.

«я перестала писать в фейсбуке посты с деепричастиями. а люди комментируют: «природа на вас отдохнула!»»

У одной из сотрудниц Пиотровской, студентки исторического факультета МГУ Александры Шишмарёвой, тоже дислексия. На мастер-классах ассоциации Александра выступает спикером. «В детстве я искренне ненавидела школу, — рассказывает она сейчас. — Дошло до того, что начала болеть всем, чем можно, лишь бы не ходить на уроки.

Крестная отправила меня в Санкт-Петербург к кандидату психологических наук Елене Николаевне Чесноковой. Она десять дней, с утра и до позднего вечера, занималась со мной по адаптированной американской системе Orton-Gillingham. Мы, например, лепили из пластилина буквы алфавита — сначала от А до Я, потом от Я до А.

Несмотря на все усилия волонтеров и филантропов, в России пока нет школ, специализирующихся на обучении дислектиков. Даже в продвинутом «Золотом сечении», где взялись за дочь Леонида Парфёнова, нет индивидуального подхода к таким ученикам, рассказывает Мария. «Дополнительного времени на контрольных никто не дает, — говорит она.

— Потому что потом придут родители и спросят: «А почему Маше больше позволено, чем моему Вите?» Хотя в «Золотом сечении» все-таки было множество плюсов по сравнению с обычной школой. Русским я, например, занималась не вместе с классом, а с логопедом, трижды в неделю». С преподавателем Европейской гимназии Марией Марковной Казбек-Казиевой Парфёнова развивала грамотность:

«У нее свои методики по запоминанию правил правописания. Мария Марковна за год вытянула с двойки на четверку. Еще бы два года — и я бы стала нормально писать по-русски». А научиться читать девушке помогли рассказы Сергея Довлатова: «Он пишет так, как люди говорят. Еще, читая его прозу вслух, можно отрабатывать интонацию — нет длинных предложений, как, например, у Толстого».

В Соединенных Штатах дислексию рассматривают как «специфическую особенность». Так звучит определение, данное Национальным институтом здравоохранения и Международной ассоциацией развития. Дислексия внесена в Закон об образовании с инвалидностью, который действует на территории тридцати семи штатов.

В Великобритании упоминание о дислексии внесли в Закон о хронических больных и недееспособных людях в 1970-м. В 1987-м в Брюсселе была основана Европейская ассоциация дислексии, представляющая интересы дислектиков в Европейском парламенте и ЮНЕСКО. «Когда я уехала учиться в Европу, у меня был шок, — вспоминает Мария Парфёнова.

Читайте также:  Зуд в заднем проходе у ребенка причины диагностика лечение профилактика рекомендации

— В Лондонском городском университете есть disability centre, где с тобой занимаются. Для Великобритании это абсолютно нормальная история. Кстати, надо сказать спасибо школе «Золотое сечение»: в рекомендательном письме оттуда мне написали, что «в связи с несовершенством российской системы образования оценки Марии ниже, чем могли бы быть»».

Среднее образование в Великобритании строится либо по системе A Level, либо по программе IB. Последняя лучше адаптирована для обучения детей с особенностями развития и больше подходит для дислектиков. В Москве по системе IB работают, например, Европейская гимназия, МЭШ, Англо-американская гимназия и школа «Президент».

«На уроках истории в обычной российской школе о событиях рассказывают по учебнику, конспективно, — объясняет Мария Парфёнова. — А в системе IB (я училась по ней в школе в Италии) ученикам рекомендовано максимально использовать наглядные материалы. Скажем, во время изучения истории холодной войны дети смотрят настоящую американскую пропагандистскую кинохронику. Затем делается наглядный сравнительный анализ событий. Я сейчас могу по памяти нарисовать эту табличку».

Чем раньше удастся выявить у ребенка дислексию, тем больше вероятность, что у него в дальнейшем не возникнет проблем с учебой и социализацией. «Ребенку с дислексией крайне тяжело обучаться, если система образования строится вокруг чтения, письма и запоминания больших объемов информации, — рассказывает Лесли Шоу-Волл, директор подготовительной школы Foremarke Hall Repton Preparatory School в Дербишире. — В Британии разработаны различные программы обучения таких детей».

Виды дислексии

Видов дислексии достаточно много. Классификация осуществляется по разным критериям. В зависимости от того, какую именно операцию человек не может выполнить в процессе чтения, выделяют следующие разновидности патологии:

  • аграмматическая;
  • мнестическая;
  • семантическая;
  • тактильная;
  • фонематическая;
  • оптическая.

Если у человека выявлена аграмматическая форма заболевания, у него наблюдается недоразвитие грамматического строя речи. Дополнительно присутствуют проблемы с синтаксическими и морфологическими обобщениями. Заболевание приводит к тому, что человек меняет число местоимений существительных, неверно употребляет глаголы 3 лица прошедшего времени, путает падежные окончания и неправильно согласовывает прилагательные и существительные. Обычно разновидность заболевания выявляется у лиц, которые страдают системным недоразвитием речи.

Считается, что у пациента присутствует мнестическая дислексия, если наблюдаются трудности с усвоением всех букв. Такой процесс обусловлен нарушением установления связи между конкретным звуком и соответствующей ему буквой.

При семантической дислексии наблюдается нарушение понимания прочитанного текста. При этом человек читает технически правильно. Подобное возникает из-за нечеткости представления о связи синтетического характера с трудностями, возникающими при синтезе звуков и слогов.

Тактильная дислексия возникает у слепых и слабовидящих детей. Причиной развития патологии становится нечеткость осязательного восприятия.

Фонеvfтическая дислексия наиболее развита среди школьников, проходящих обучение в младших классах. Патология характеризуется тем, что в течение 2-4 лет такие дети не могут научиться правильно читать. Некоторые ученики, у которых выявлено заболевание, с трудом усваивают буквы. Они не могут их складывать в слоги и слова.

Оптическая дислексия констатируется в ситуациях, когда ребёнок испытывает проблемы с усвоением и смешением похожих букв. При этом буквы, которые путает пациент, могут различаться в одном элементе или состоять из однотипных, но по-разному расположенных в пространстве частей.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что фонетическая, семантическая и аграмматическая дислексия возникают из-за несформированности речевых функций. При этом причиной появления тактильный, монистической и оптической разновидностей заболевания выступает недоразвитость психических функций.

Дислексией страдает каждый десятый человек в мире. но официальной статистики и школ для таких детей в россии нет.

«Главная наша задача сейчас — объяснить учителям и родителям: если ребенок получает низкие оценки, это не значит, что он ленится или не хочет учиться, — рассказывает Мария. — Следующая задача — способствовать тому, чтобы изменилась законодательная база. Чтобы перед поступлением в начальную школу и переходом в среднюю обязательно проводили тесты на дислексию.

Читайте также:  Причины, признаки, симптомы и лечение стафилококка у детей

Мы также работаем над тем, чтобы в школе появились педагоги, имеющие сертификат для работы с такими детьми в младших классах, — для начала. Хотя бы один на школу. Диагноз обычно ставится в возрасте от пяти до девяти лет (в Англии диагностику проводят с четырех). Так что чем раньше учителя начнут работать с таким ребенком по особой схеме, тем больше шансов, что он окончит школу отлично, сможет реализоваться в любой профессии, избежав психологических проблем».

«Считается, что дислексия передается по наследству. Но наш опыт показывает, что это не обязательно, — объясняет управляющий директор Lucullus Educational Consultants Инесса Хвостова. — Кстати, выявить дислексию у девочек сложнее, чем у мальчиков: видимо, потому что они успешнее скрывают проблемы с учебой. Оттого раньше считалось, что в группе риска в основном мальчики».

Чтобы требовать изменений российских законов, нужна статистика. Ее, разумеется, нет. «Мы сами ездим по школам, — говорит Мария Пиотровская. — Не только в Москве, но и, например, в Чечне и Ингушетии. В этих регионах тоже много школьников с дислексией, вдобавок обучение идет на двух языках, а это для детей дополнительная нагрузка».

Ассоциация разрабатывает методики обучения для детей с разными особенностями восприятия, которую собираются передать Министерству образования. Над ней трудятся светила науки: психолингвист Татьяна Черниговская, нейропсихолог Татьяна Ахутина, вице-президент Ассоциации логопатологов Петербурга Александр Корнев.

Родители же приходят в небольшой офис ассоциации на Гоголевском бульваре. Там работает центр «Клуб Интеллект 135», где с детьми занимается врач-невролог высшей категории Гулльжан Сакбаева. Подопечных у нее пока немного: большинство мам, узнав о диагнозе, делают вид, что все в порядке, просто надо нанять репетиторов. Или открещиваются от дислексии, как от смертельного недуга.

Куда бежать

Как диагностируют дислексию и где учат особенных детей, рассказывает управляющий директор Lucullus Educational Consultants Инесса Хвостова. Чтобы диагностировать или исключить дислексию, ребенка просят прослушать, прочитать и запомнить последовательности слов, чисел или цветов. Таким образом проверяется краткосрочная и долгосрочная память, способность к анализу информации, уровень внимания и концентрации. Еще предложат тесты на логику, на понимание прочитанного, на вербальное и невербальное мышление, а также тесты на интеллект.

Однако дислексия вовсе не предполагает недостаток интеллекта и не ставит крест на образовании и карьере. К примеру, мой муж-дислектик — архитектор. Он может чертить, лишь если слушает аудиокнигу. А я, например, аудиокниги слушать вообще не могу: внимание рассеивается.

Не существует двух одинаковых дислектиков. У каждого человека дислексия проявляется по-разному: у одного вместе с диспраксией, у другого — вместе с синдромом дефицита внимания.

Рекомендации даются по результатам тестирования в каждом индивидуальном случае. Школу подбирают так же. Например, школа More House в английском Суррее подойдет для детей со сложной формой дислексии: там они изучают максимум пять предметов вместо общепринятых двенадцати, к тому же учителя занимаются с ними сверхурочно.

Школа Seaford в Суссексе и Bryanston в Дорсете — здесь хорошо работают со средней формой. Почти тридцать процентов учащихся в этих школах — дислектики.

Даже Итонский и Винчестерский колледжи примут учеников со слабой формой дислексии (там таких особенных учеников восемь процентов). Дети занимаются с педагогом индивидуально или в мини-группах.

Метод  дейвиса – реальная помощь при дислексии у взрослых и детей

Долгое время в школах многие дети, выглядевшие умными, но не способные читать либо писать на уровне сверстников, считались труднообучаемыми или просто ленивыми. Бывали также случаи со взрослыми, которые также воспринимались как безграмотные люди. И такое состояние людей считалось болезнью, которая называется дислексия. Многие отечественные логопеды до сих пор считают это нарушением фонематического слуха.

Читайте также:  Что делать при фебрильных судорогах у ребенка: первая помощь малышу на фоне высокой температуры

Дислексия у детей особо сильно выражается в процессе обучения в школе. И чтобы ни делали родители и учителя, в обучении практически не происходит изменений. Дислексия у взрослых также добавляет много хлопот, так как при данном состоянии у человека пропадает уверенность в своих силах, могут возникнуть проблемы на работе из-за недопонимания с руководством и сослуживцами.

Какие же при дислексии симптомы? Человек, который выглядит умным и умеющим грамотно выразить свои мысли, не способен к чтению либо письму на должном уровне. Считает себя глупым, занижая самооценку и скрывая свои проблемы за оригинальными выходами из сложившихся ситуаций. Имеет рассеянное внимание, будучи талантливым в искусстве, забывает о времени, не контролируя его. Лучше теоретического усваивает практический материал.

До последнего времени считалось, что болезнь дислексия вызвана дефектом на генетическом уровне либо повреждением мозга. Но последние исследования в данной области, проводимые Центром по исследованию проблем чтения, который расположен в штате Калифорния, доказали, что дислексия не является болезнью, а всего лишь определённым состоянием человека, притом, постоянно меняющимся.

Так что же делать при дислексии? Один из основоположников системы Дейвиса и директор Центра по исследованию проблем чтения Рональд Делл Дейвис до 38 лет имел диагноз дислексия. В один прекрасный момент он осознал, что причина этого состояния в нём самом, и, преодолев такую особенность своего организма, Р. Д. Дейвис сумел разработать метод, успешно помогающий  многим людям. И в настоящее время такой метод помощи  при дислексии стал доступен в России.

Папы в гневе выбивают двери детских, ломают письменные столы. учителя заставляют ребенка читать под секундомер.

Сначала определяется степень дислексии: незначительная (несколько характерных признаков), легкая, умеренная, тяжелая. Детей с тяжелой формой обычно отправляют в частные школы, которые специализируются на работе с дислектиками. «Но на самом деле нет необходимости обращаться в спецшколы, — говорит директор Foremarke.

— Большинство дислектиков учатся в обычных — в Великобритании действуют нормативы, согласно которым при обучении детей с инвалидностью и особыми потребностями применяется индивидуальный подход». На контрольных дислектикам выделяют на двадцать процентов больше времени, экзамены они сдают в отдельном классе.

О дислексии важно знать главное — это не болезнь, вылечить ее нельзя. Ее называют «даром, который всегда с тобой» — так поэтично дислексию когда-то назвал Рональд Дэвис, основатель Центра по исследованию проблем чтения в Бурлингейме. Часто дислексия действительно дар. У детей, читающих и пишущих с трудом, нередко хорошо развито невербальное мышление.

«Как полагают Фернетт и Брок Эйде, авторы книги «Преимущества дислексии: разблокировка скрытого потенциала дислексического мозга», люди, которые не умеют сосредотачиваться на мелочах, склонны видеть ситуацию комплексно, представлять, как процессы будут развиваться со временем, — рассказывает глава лондонского офиса образовательного агентства Connexus Academic Advisors Влада Коняшкина.

— Видеть взаимосвязи, которые ускользают от остальных, — еще одно достоинство дислектиков. Обратите внимание на то, как ваш ребенок делает выводы. Дислектиков отличает способность к умозаключениям, когда фактов недостаточно или они часто изменяются. Складывать трехмерные пространственные перспективы у дислектиков получается легче. В будущем они могут работать в сфере дизайна, архитектуры, быть инженерами, строителями, изобретателями, органическими химиками».

https://www.youtube.com/watch?v=vise3j080EA

Но даже если ребенок пока фальшивит, играя двадцать четвертое каприччио Паганини, опускать руки и забирать его из школы точно не нужно. В конце концов, диагноз «дислексия» ставили и Стиву Джобсу. И математику Алану Тьюрингу, расшифровавшему сверхсложный немецкий код во время войны. И даже лауреату Нобелевской премии по литературе Уинстону Черчиллю.

Автор записи: mamaexpert

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.