В каких случаях голуби улетают на Юг?

Где и как ночуют птицы

Мэтьюзом. Он предположил, что птицы использовали комбинацию высоты подъема солнца над линией горизонта и дуги, продолженной по небу от солнца до точки наблюдения за его движением, а также точнейший “внутренний хронометр”. Например, голубь, которого везли в юго-западном направлении, мог бы определить, что солнце находится в небе необычно высоко и восточнее (если, предположим, наблюдение ведется в утренние часы), чем это было в том месте, где расположена его голубятня. На основании этого голубь в принципе мог бы “вычислить” положение дома.

Против этой гипотезы существует несколько серьезных аргументов. Голуби способны находить дорогу к дому и в условиях сплошной низкой облачности, и даже в том случае, если их глаза закрыты матовыми контактными линзами; наконец, они способны лететь домой и ночью. Более того, птицы находят дорогу домой и в тех случаях, когда их “внутренние часы” серьезно повреждены, а гипотеза Мэтьюза предполагает чрезвычайно точный отсчет времени.

Была проведена серия экспериментов, в которых “внутренние часы” голубей искусственно сдвигались. Для этого голубей в дневное время держали в темноте, а ночью — при искусственном освещении. Например, за шесть часов до восхода солнца включали свет, а за шесть часов до наступления темноты голубей помещали в светонепроницаемую клетку.

Таким образом, за две недели “внутренние часы” птиц переводились вперед на шесть часов. Когда этих голубей выпустили на волю, они полетели влево перпендикулярно правильному направлению к дому. И наоборот, те птицы, чьи “внутренние хронометры” опаздывали на шесть часов, полетели вправо перпендикулярно правильному направлению. Наконец, те птицы, чьи “внутренние часы” были сдвинуты на двенадцать часов, полетели в направлении, противоположном правильному.

На первый взгляд такие результаты полностью подтверждают гипотезу Мэтыоза. Но в действительности результаты опытов говорят лишь о том, что голуби могут использовать положение солнца в качестве своего рода компаса. Но одним только “компасом” объяснить способность голубей находить дорогу к дому все равно невозможно.

Представим, что вас сбросили на парашюте в незнакомом месте. Вам дали точные часы, но не снабдили картой. Наблюдая за положением солнца в различные дневные часы, вы сможете точно определить, в какой стороне от вас располагаются север, юг, восток и запад, но направление, в котором находится дом, вы таким образом не установите.

Мэтьюз утверждал, что голуби используют “внутренние часы” в сочетании с положением солнца и “солнечной дуги”, проложенной в небе до места наблюдения, не в качестве компаса, а в качестве своего рода карты, позволяющей им определять направление и расстояние от места вылета из клетки до дома. Но эта гипотеза не может объяснить, как птицы отыскивают дорогу к дому, если полет проходит в условиях сплошной низкой облачности или ночью.

К тому же в нее совершенно не укладывается тот факт, что птицы со сдвинутыми “внутренними часами” после начальной ошибки, в определении направления по “солнечному компасу” некоторое время спустя все-таки находили правильный путь к дому. Интересно отметить, что в тех случаях, когда полет птиц со сдвинутыми “внутренними часами” проходил в условиях сплошной низкой облачности, они сразу выбирали правильное направление к дому и прилетали туда так же быстро, как и голуби контрольной группы.

Таким образом, можно подтвердить лишь тот факт, что в ясные дни “солнечный компас” играет определенную роль в выборе первоначального направления полета голубей после того, как их выпустят из клетки. Но этот факт все равно не может полностью объяснить способность птиц находить дорогу к дому.

Когда в моде была теория “солнечной дуги”, некоторые исследователи попытались объяснить способность голубей находить дорогу к дому в условиях сплошной низкой облачности, предположив, что птицы реагируют на поляризованный свет, проникающий сквозь облака. Как известно, некоторые насекомые, прежде всего пчелы чувствительны к поляризованному свету и способны ориентироваться в пространстве, если могут видеть хотя бы кусочек голубого неба, — даже когда само солнце плотно закрыто облаками.

Однако в гипотезе поляризованного света есть два существенных изъяна. Во-первых, даже если бы голубе могли определять положение солнца по поляризованному свету с частично открытых участков неба, само по себе это не объясняет их способность находить дорогу к дому: ведь ориентирование по солнцу, как мы уже убедились, не играет ведущей роли в определении искомого направления. Во-вторых, в отличие от пчел, голуби не обладают чувствительностью к поляризованному свету.

Голубь, птица.

Все голуби воркуют. Многие еще и гудят, свистят, шипят и пр. Но воркование — обязательный атрибут ухаживания, как и характерные позы, которые мы видим постоянно у сизарей, флиртующих на площадях и скверах наших городов. Но стиль воркования, тембр его и ритмика разные даже у близких видов голубей.

Читайте также:  Применение витамина С в таблетированной форме

При постройке гнезд и насиживании птенцов разделение труда почти у всех голубей такое: самец собирает и приносит травинки и прутики, по одной веточке в клюве, как цапли и бакланы. Самка, сидя на месте, выбранном для гнезда, подсовывает их под себя и вокруг себя. Получается довольно небрежно сложенная рыхлая платформа из веток.

Отложив первое яйцо, обычно после полудня, ближе к вечеру, голубка стоит над ним, прикрывая его так, что оно не видно снаружи и не очень стынет. Затем на этом посту ее сменяет голубь. Через день в гнезде уже два яйца. Тогда и начинается настоящее насиживание. Голубь обычно сидит с утра до вечера либо только до полудня, а голубка с вечера до утра.

У голубей не принято кормить насиживающего партнера, поэтому регулярные смены обязательны. Если голубь встретит свою голубку не на гнезде, сейчас же летит в него и садится, хотя время смены еще не настало. Погибнет подруга, он будет бессменно сидеть два дня, а потом, гонимый голодом и жаждой, бросит гнездо навсегда. Если все благополучно, то на 18-й день появляются на свет два голубенка.

К этому времени в мозгу родителей крохотная эндокринная железа, именуемая гипофизом, производит особый гормон — пролактин. Чтобы зоб производил «птичье молоко», слизистые ткани его внутренних стенок под действием пролактина разбухают и как бы крошатся, наполняя зоб богатой жирами творожистой массой.

10—18 дней, некоторые, возможно, и больше, кормят голуби своих младенцев зобной продукцией, а потом уже семенами и ягодами. Многие голуби выводят за лето птенцов не один раз: клинтухи четырежды, вяхири трижды, горлицы дважды .Поэтому хлопот у них много: опять ухаживание и воркотня, опять гнездостроительство, заботы о пропитании первых птенцов — все почти одновременно. Бывает так, что в одном гнезде или около него, просят есть уже оперенные трехнедельные птенцы , а в другом лежат яйца.

Упомянутый выше вяхирь или вытютень, клинтух и горлица — обычные наши лесные голуби. Горлицы живут и в степях, по долинам рек, и в пустынях Северной Африки, Европы и Азии. От клинтуха и вяхиря, кроме малого роста, отличает их буроватая спина и монотонное приятное воркование. Гнезда — невысоко на кустах и деревьях, редко на земле.

Вяхирь — крупный голубь, на шее и крыльях у него белые пятна — громко и ритмично выкрикивает четырехсложные воркующие строфы «гху-у-ухуху, разнообразя их время от времени шестисложной воркотней. Сидит обычно на вершине большого дерева или на ветке, близко к стволу. Взлетит косо вверх, хлопает крыльями и планирует, снижаясь к месту, где ворковал. Когда голубка прилетит, она, подражая птенцу, выпрашивает корм у голубя, полуприсев, трепеща крыльями и вытянув вверх клюв.

Конспект занятия для детей старшей группы «птицы возвращаются»

Ольга Сафонова

Конспект занятия для детей старшей группы «Птицы возвращаются»

Конспект занятия для детей старшей группы

«Птицы возвращаются»

Цели: 1.Образовательные:

Расширить знания детей о перелётных птицах, их повадках и образе жизни.

2.Развивающие: Определить время прилёта ласточек в Воронежскую область.

Развивать связную и монологическую речь.

Продолжать обучению составления описательных рассказов, рассказ на заданную тему.

Использовать освоенные ранее знания и умения для решения проблемы персонажа.

Развивать конструктивные способности.

3.Воспитательные:

Воспитывать доброе, бережное отношение к природе и птицам. Уметь видеть красоту окружающей нас природы родных мест. Вызывать радостное, весеннее настроение.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, беседы о весне и перелётных птицах. Рассматривание их внешнего вида, прогулки и экскурсии в весенний лес. Беседы об увиденном на прогулках и экскурсиях. Наблюдение за прилётом птиц и местом гнездования. Изготовление скворечников и установка их на участке детского сада.

,«Весна в лесу»,«Звуки окружающего мира». Дидактические игры«Когда это бывает?»,»Улетают -не улетают»,«Зимующие и перелётные птицы»,«Четвёртый лишний».

Дети стоят стайкой рядом с воспитателем.

Воспитатель — отгадайте загадку:

Светает рано по утрам, Проталины то тут, то там, Ручей шумит как водопад, Скворцы к скворечнику летят. Звенят под крышами капели, Медведь с еловой встал постели. Всех солнышко теплом ласкает, Кто это время года знает?

Дети: «Это весна»

Воспитатель: Какие строчки из стихотворения вам помогли понять. Что это Весна?

Дети :– (повторяют строчки из стихотворения)

Воспитатель: Что же происходит весной с природой?

Дети: (Она просыпается, оживает, наряжается)

Воспитатель: Посмотрите что это у нас на мольберте. Верно, это берёза, но она без листочков. Я предлагаю вам нарядить берёзу в весенние листочки. (Проводится игра наряди дерево. За правильный ответ на вопрос – «Какая бывает весна?»

Читайте также:  Топ лучших детских кроваток для новорожденных

ребёнок берёт листик и прикрепляет его к берёзе.)

Дети: весна бывает холодная, ранняя, поздняя, дождливая, поющая, цветущая, звенящая, зелёная, радостная …

Воспитатель: Хочу познакомить вас ещё с одним словом- весна – «бушующая»

. Это когда всё распускается, раскрывается, расцветает, просыпается, то есть бушует. Повторите это слово. Предлагаю нескольким детям индивидуально повторить это слово для запоминания.

Воспитатель: Так какое сейчас время года?

Дети: Сейчас весна.

Воспитатель: Верно, но вы знаете, что весна приходит не одна, она приходит со своими друзьями – птицами. С началом весны возвращаются на Родину птицы зимовавшие в тёплых краях. Какие это птицы? Как их можно назвать одним словом?

Дети: Это перелётные птицы.

Воспитатель: А вы хорошо знаете перелётных птиц? Сейчас проверим. Посмотрите на доску. Сколько здесь много птиц. Как вы думаете все ли они перелётные? Давайте оставим только перелётных птиц, а картинки с другими птицами уберём. (Проводится игра «Кто лишний»

Воспитатель: Давайте сейчас сядем на стульчики и представим, что мы в весеннем лесу. Что же там происходит? (Включается грамзапись «Весна в лесу»

Воспитатель: Что вы услышали?

Дети: Мы услышали голоса птиц, журчание ручья…

Воспитатель: Где ещё можно услышать пение птиц?

Дети: В парке, в саду, в сквере, возле дома…

Воспитатель: Почему возвращаются перелётные птицы?

Дети: Корма стало достаточно, появились насекомые, можно найти червячков, прошлогодние семена…

Воспитатель: Какая перелётная птица возвращается первой? Почему?

Дети: Потому, что грач не боится лёгких морозов. У него большой и сильный клюв которым он может раздолбить ещё слегка замёрзшую землю и достать себе еду. Грач крупная птица похожая на ворону, только грач чёрного цвета.

Воспитатель: А скворец?

Дети: Скворец прилетает немного позже, когда становится теплее. Его клюв намного меньше и слабее. Скворец не крупная птица, у него красивое оперение, оно пёстрое и переливается на солнышке. Скворец очень красиво поёт.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Улетают — не улетают»

. Вставайте все. Когда вы услышите название перелётныхптиц, то машите руками, как крыльями, а когда услышите название зимующих птиц, то обнимаете себя руками как бы согреваетесь. (жаворонок, грач, воробей, лебеди, ворона, сорока, утки, дятел, скворец, кукушка). Молодцы.

(Читает стихотворение)

Кто-то бросил мне в оконце Посмотрите, письмецо Может это воробьишко пролетая обронил Может кот письмо как мышку На окошко заманил?

Ребята, от кого пришло письмо? Давайте скорее почитает (открывает письмо)

Письмо от ласточки.

Дорогие ребята!

Пишет вам ласточка из дальних краёв. Все перелётные птицы. Зимовавшие в тёплых краях, торопятся вернуться на Родину. Вот и я спешу прилететь к вам. Ведь там моя родина. Но я не знаю, когда мне можно лететь. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, сообщите пожалуйста когда мне можно возвращаться. Очень надеюсь на скорый ответ. До встречи. Ваша подруга – ЛАСТОЧКА.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем ласточке разобраться, когда же ей можно лететь к нам.

Сначала расскажите пожалуйста, что из себя представляет ласточка. Опишите её внешний вид.

Дети: Ласточку можно узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту. Ласточку называют – птицей воздуха, потому, что они летают высоко в небе и неустанно ловят мелких мошек и комаров.

Воспитатель: На столе много картинок с птицами, найдите среди них ласточку и покажите нам. В каком весеннем месяце прилетают ласточки? (в мае)

Почему?

Дети: потому, что корма стало достаточно, появились насекомые, которые зимовали под травой, листочками, корой деревьев. В мае их становится очень много, они размножаются.

Воспитатель: Где ласточка строит своё гнездо и из чего она его делает?

Дети: Своё гнездо ласточка строит под крышей домов. Делает она его из грязи, глины и травы.

Воспитатель: Из чего сделано гнездо грача? А у скворца? Кто сделал скворечники? Давайте поиграем в игру «Рассели птиц по своим домикам»

. Садитесь за столы, возьмите перфокарту. Что изображено с левой стороны? (домики дляптиц, а с правой? (птицы). Возьмите фломастер и соединитептицу с её домиком. А теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг друга. У всех правильно? Вот и молодцы.

Дети: Дорогая ласточка! Пишут тебе ребята из детского сада № 148 г. Воронежа. У нас сейчас май, последний весенний месяц. Это самый красивый и самый тёплый весенний месяц. Уже цветёт черёмуха, вишни, яблони. В лесу раздаются птичьи голоса, поёт соловей и слышится голос кукушки. В воздухе много мошек, комаров и мух. Всё готово к твоему возвращению. Лети, ласточка, лети! Мы тебя уже ждём.

Читайте также:  Сенсорные мешочки Монтессори с крупами

Воспитатель: А что бы ласточке было веселее лететь, давайте мы сделаем для неё друзей. У вас на столах лежат заготовки и всё необходимое для этого. Но прежде, чем приступить к работе, нам необходимо передохнуть, потянуться и вздохнуть. (Дети делают физкуль

). Вот теперь приступайте к работе.(Дети делают фигурку ласточки из бумаги).

Разнообразие видов

Голубиные – это семейство птиц, входящих в состав отряда Голубеобразных. В этом семействе находятся 41 род и 300 видов птиц, относящихся к голубям и горлицам.

Голуби предпочитают обитать в лесной зоне. Особенно их много во влажных экваториальных лесах. Существует еще птица, обитающая в условиях сухих степей, гор, полупустынь и даже пустынь. Это степной голубь, который на самом деле голубем не является, хотя и имеет с ним некоторое морфологическое сходство. Под этим названием понимается птица рябок, входящая в одноименное семейство.

Сходство с голубиными у рябка проявляется в общем облике, пищевых пристрастиях и многих элементах поведения. Питается он тем же, чем и большинство голубей мира: зернами, плодами и немного членистоногими. Однако рябок прекрасно приспособлен к жизни в аридных условиях, чего не скажешь об истинных голубях.

Голуби предпочитают обитать в лесной зоне

В России можно встретить 11 видов голубиных, 9 из которых здесь гнездятся. К постоянно проживающим на территории страны относятся:

  • клинтух;
  • вяхирь;
  • сизый голубь;
  • скалистый голубь;
  • японский зеленый голубь;
  • обыкновенная горлица;
  • малая горлица;
  • большая горлица;
  • кольчатая горлица.

Иногда в Россию залетают бурый голубь и короткохвостая горлица.

Сизый голубь, заполняющий города всех материков, стал космополитом благодаря человеку, который, расселяясь, перевозил с собой и этих птиц. В результате сформировался вид, который может жить как в условиях дикой природы, предпочитая скалы и обрывистые берега, так и рядом с человеком, являясь почти домашним животным.

Сколько лет живут воробьи и синички

То, сколько лет живут птицы разных видов, зависит в целом от двух причин:

  • Срок жизни зависит от размера пернатых. Чем крупнее птица, тем дольше она живет. Размер не зависит от возраста, а определяется генами.
  • Влияние оказывает среда обитания. На воле птичий век в несколько раз короче, чем у домашних пташек.

Из этого становится ясно, что мелкие городские птахи

, вроде синички и воробья, живут не так долго, как голуби. По статистическим данным, в дикой природе мелким птицам удается прожить максимум 2-3 года, а иногда и 1 год. В неволе при хороших условиях птахи могут дожить и до 10-летнего возраста. Кстати, синица также относится к отряду воробьиных.

Обитают синички в городских парках, садах и лесах неподалеку от человека. Интересно то, что эта дружелюбная птичка принимает в свою стайку и птиц других разновидностей, к примеру, поползней. Летом суетливые синички с утра до вечера ловят вредителей, избавляя от них деревья, а вот зимой им требуется наша забота, чтобы не погибнуть от голода. Кормушка, наполненная семечкам

и, или подвешенный кусочек сала поможет синичкам пережить холодное и голодное время, чтобы весной они вновь приступили к уничтожению вредителей в садах и лесах. Поэтому можно сказать, что и от нас зависит то, сколько живут птицы, которых мы привыкли видеть на улицах городов.

Воробей может быть городской и полевой пташкой. Где живут птицы в городе? Они ночуют на чердаках и под крышами домов. Второй вид — в садах и парках

. Днем обе разновидности могут сбиваться в общую стайку, специалист легко различит их по размерам и оперению. Городские птицы несколько крупнее, а их самцы имеют яркую раскраску, тогда как у полевых — птицы обоего пола более блеклые.

Эти мелкие птички плодовиты. За лето пара может вывести потомство 2-3, а иногда и 4 раза. За время совместного проживания с человеком воробьи стали всеядными и зачастую питаются продуктовыми отходами

на городских свалках, или выпрашивают разный корм у людей на улицах. Среди врагов воробья можно выделить кошек и хищных птиц, хотя встречаются и люди, убивающие пташек безо всякой причины.Хотя их лучше бы поберечь. Воробьи — одни из немногих насекомоядных и в летний период естественным образом уничтожают вредителей на растениях.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Голуби, рассекающие морозный воздух или деловито копошащиеся в снегу, доказывают старую истину о том, что птицы боятся не столько холода, сколько голода. Тем не менее, более изнеженные домашние пернатые требуют в зимний период повышенного внимания со стороны человека, о чём и пойдёт речь в статье.

Автор записи: mamaexpert

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.