Пальчиковая гимнастика для детей 5–7 лет

• способствует овладению навыками мелкой моторики.• помогает развивать речь.• повышает работоспособность коры головного мозга.• развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.• снимает тревожность.

* * *

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы, (Загибают большой палец).

Листья рябины, (Загибают указательный палец).

Листики тополя, (Загибают средний палец).

Листья осины, (Загибают безымянный палец).

Листики дуба мы соберем, (Загибают мизинец).

Маме осенний букет отнесем. (Сжимают и разжимают кулачки).

* * *

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали. (Сжимают и разжимают кулачки).

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем. (Пошевелить всеми пальцами).

* * *

Сидит белка на тележке, (Сжимают и разжимают кулачки).

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке, (Поочередно разжимают пальцы).

Воробью, синичке,

Мишке — топтыжке

И зайчику- трусишке.

* * *

Карандаш в руках катаю, (Прокатывать карандаш между большим

Между пальчиков верчу. пальцем и поочередно всеми остальными).

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Наша группа

В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками по столу)

Самый младший — это я. (Разжимают пальчики поочередно

Это Маша, начиная с мизинца).

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

Дружба

Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)

Будем снова мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)

Мы закончили считать.

Как живёшь?

— Как живёшь? — Вот так! (Показать большой палец)

— А идешь? — Вот так»! («Шагать» пальчиками по столу)

-Как даешь? — Вот так! (Протягивать открытую ладонь)

— Ждёшь обед? — Вот так! (Кулачок подпирает лицо)

— Машешь вслед? — Вот так! (Помахать рукой)

-Утром спишь? — Вот так! (2 ладошки под щекой)

— А шалишь? — Вот так! (Щёки надули и руками лопнули)

Девочки и мальчики

Наши девочки и мальчики (Дети держат руки на поясе)

Ловко прыгают как мячики (Прыгают)

Головой слегка качают (Качают головой)

И красиво приседают (Приседают)

Ручками хлопают вот так, вот так (Хлопки 4 раза)

Ножками топают вот так, вот так (Топают 4 раза)

Кулачки сжимают вот так. вот так (Показывают один кулачок, портом другой)

Ладошки раскрывают вот так, вот так (Поочерёдно раскрывают ладошки)

На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)

Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)

Месим тесто

Тесто мнем, мнем, мнем! (Руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто жмем, жмем, жмем! (Очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки, одновременно и поочередно)

Пироги мы испечем. (Руками совершаем движения, как будто лепим снежки)

Салат

Мы морковку чистим- чистим (Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).

Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).

Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).

И сметанкою польём. (Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).

Вот какой у нас салат, Протягивают ладони вперёд).

Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)

Компот

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»).

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают»).

Угостим честной народ.

Много мебели в квартире

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках).

Много мебели в квартире. (Сжимают – разжимают кулачки).

В шкаф повесим мы рубашку, (Загибают пальчики, начиная с большого).

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Читайте также:  Виброцил чем можно заменить подешевле

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили. (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).

Много мебели в квартире.

Помощники

Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить).

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу).

Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики по одному, начиная с большого).

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой).

Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого).

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить).

Снежок

Раз, два, три, четыре (Загибают пальчики по одному, начиная с большого).

Мы с тобой снежок слепили. («Лепят» меняя положение ладоней).

Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую).

И совсем, совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)

Раз – подбросим. (Смотрят вверх, подбрасываю воображаемый снежок).

Два – поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок).

Три – уроним (Встают, роняют воображаемый снежок).

И … сломаем. (Топают).

Транспорт

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай. (Соединение пальцев по очереди с большим)

В морях – корабли, ледоколы, суда, (То же пальцами другой руки)

Они очень редко заходят сюда.

Кормушка

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы,

Воробей, (На каждое название птицы загибают по одному пальчику.)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)

На водопой

Жарким днем лесной тропой («Шагают» по столу).

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосенок, (На каждое двустишие разгибают

За мамой лисицей крался лисенок, по одному пальчику, начиная с мизинца).

За мамой ежихой катился ежонок,

За мамой медведицей шел медвежонок,

За мамою белкой скакали бельчата,

За мамой зайчихой косые зайчата, (Делают «ушки» «шагают» по столу).

Волчиха вела за собою волчат,

Все мамы и дети напиться хотят.

Весёлый человечек

Я – веселый человечек,

Я гуляю и пою.

Я – веселый человечек,

Очень я играть люблю. (Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу).

Разотру ладошки сильно, (Растирают ладони).

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну. (Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги).

Руки я затем помою, (Потирают ладони.)

Пальчик к пальчику сложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу. (Складывают пальцы в замок.)

Дружные пальчики

Эти пальчики щипают, (Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки)

Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний «идут» по другой руке).

Эти — любят поболтать, (Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга, шурша).

Эти — тихо подремать, (Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.)

А большой с мизинцем братцем

Могут чисто умываться. (Крутим большим пальцем вокруг мизинца).

Зима

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)

Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)

Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой,положить руки под щеку)

Мышка зернышко нашла

Мышка зёрнышко нашла,

И на мельницу снесла.

Намолола там муки,

Испекла всем пирожки:

Мышонку – с капустой,

Мышонку – с картошкой,

Мышонку – с морковкой,

Мышонку – с морошкой.

Для большого толстячка –

Аж четыре пирожка:

С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.

Грибы

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагают пальчиками по столу)

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, (Загибают по одному пальчику)

Этот пальчик гриб нашел, (Начиная с мизинца)

Читайте также:  Главная> Популярный> Мать и ребенок >"слинги кенгуру для переноски детей"191 найденные продукты

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

Ягоды

Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого)

В лес идем мы погулять. (Обе руки идут по столу)

За черникой, (Загибают пальчики, начиная с большего)

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Моя семья

Знаю я, что у меня (Поднимают руку ладонью к себе)

Дома дружная семья: (И в соответствии с текстом)

Это – мама, (В определенной последовательности загибают пальцы)

Это – я, (Сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец)

Это – бабушка моя, (Средний и большой)

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

Автобус, велосипед, кораблик, лодочка, машина

АвтобусЕдет-едет наш автобус,Крутит, крутит колесом.(вращаем сжатые кулачки)Едет-едет наш автобус,Крутит, крутит руль, руль(изображаем как крутим руль)Едет-едет наш автобус,Дворниками бжик-бжик бжик-бжик(параллельно двумя руками влево-вправо)

ВелосипедУ него два колеса(показываем два колеса)И седло на раме,(кулачок сверху накрываем ладонью)Две педали есть внизу(хлопаем ладошками по воздуху)Крутят их ногами.(топаем ножками)

КорабликПо реке плывет кораблик,(прижимаем нижние части ладошек друг другу, верхние открыты: показываем «кораблик»)Он плывет издалека,(приставляем горизонтально левую руку к глазам)На кораблике четыре очень храбрых моряка.(показать четыре пальца)

У них ушки на макушке,(приставляем обе ладошки к своим ушам)У них длинные хвосты,(кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)И страшны им только кошки,(показываем две открытые от себя ладошки)Только кошки да коты!(пальчики слегка сгибаем — получаются «коготки»)

КорабликВот плывет кораблик мой,(руки — «полочка», покачиваются)Он плывет ко мне домой.(руки вперед, ладони сомкнуть углом, имитируя нос корабля)Крепко я держу штурвал,(«держать штурвал»)Я ведь главный капитан(четыре хлопка в ладоши)

ЛодочкаДве ладошки прижмуИ по морю поплыву.(ладони сложить лодочкой и совершать волнообразные движения рук)Две ладошки — друзья,Это лодочка моя.Паруса подниму,Синим морем поплыву.(поднять выпрямленные ладони вверх)А по бурным волнамПлывут рыбки тут и там.(имитация движений волн и рыбок)

МашинаЗаведу мою машину(повороты кистями руки сжатой в кулак, как будто заводим машину)Би-би-би, налью бензину.(три раза хлопнуть в ладоши и одновременно топать)Крепко-крепко руль держу(имитировать движения водителя)На педаль ногою жму.(топать правой ногой)

Апельсин

(Рука сжата в кулачок)Мы делили апельсин.(Крутим кулачком вправо-влево)Много нас, а он один!(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)Эта долька для ежа,(Разгибаем указательный пальчик)Эта долька для чижа,(Разгибаем средний пальчик)Эта долька для утят,(Разгибаем безымянный пальчик)

Белка

(В самом начале кулачек сжат)Сидит белка на тележке,Продаёт она орешки:(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)Лисичке-сестричке,Воробью, синичке,Мишке толстопятому,Заиньке усатому…

Возрастные рамки

Чаще всего в пальчиковые игры играют с малышами от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до игр посложнее, где ребенку предлагается самому выучить стихотворение. Кстати, если сопровождать стихи небольшим «спектаклем» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.

Общие правила пальчиковых игр:

  • Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его.
  • Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме.
  • Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть.
  • Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится.
  • Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом. Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.

Гимнастика екатерины железновой

Почти все дети любят веселую ритмичную музыку, поэтому пальчиковую гимнастику можно проводить под сборники Екатерины Железновой, очень популярные у родителей малышей.

Зайка.

Зайка по лесу скакал, (пальчики «скачут» по столу)Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)Вдруг у зайки на макушкеПоднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)Шорох тихий раздается:Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)Заяц путает следы,Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Пальчики.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз – два – три – четыре – пять,

Не сидится им опять.

Постучали, повертели,

И работать расхотели.

Читайте также:  Линекс для детей – инструкция по применению

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

А другой – давненько спит. (Загибаем пальцы, начиная с большого) .

Это кто у нас шумит?

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите! (Шепотом) .

Утро ясное придет,

Солнце ясное взойдет, (Погромче)

Станут птички распевать,

Станут пальчики вставать. (Громко) .

Просыпайся, детвора!

В детский сад идти пора! (Все поднимают руки с раскрытыми ладонями) .

Мои пальчики.

Мои пальчики расскажут,
Все умеют, все покажут.

Поворачиваем ручки попеременно ладошками вверх и вниз.

Пять их на моей руке.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Все делать могут,
Всегда помогут.

Попеременно ударяем кулак о кулак, и ладонь о ладонь.

Они на дудочке играют,
Мячик бросают, 
Белье стирают, 
Пол подметают, 
Они считают, 
Щиплют, ласкают,

Имитируем описываемые движения

Всё успевают.

Открываем ручки ладошками вверх.

Зимняя прогулка

(Загибаем пальчики по одному)Раз, два, три, четыре, пять(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)Мы во двор пришли гулять.(«Лепим» комочек двумя ладонями)Бабу снежную лепили,(Крошащие движения всеми пальцами)Птичек крошками кормили,(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

Комплекс елены куликовой

Попробуйте также комплекс пальчиковой гимнастики Елены Куликовой, многим детям также нравится.

Тематические пальчиковые гимнастики полезно делать как сами по себе, так и в рамках развивающих занятий. Они могут быть как вводным блоком в самом начале, так и минуткой отдыха в середине. Если в детском саду подобные упражнения регулярно проводят педагоги, то дома их подбором приходится заниматься родителям. Надеемся, что наша статья поможет вам в этом!

Кораблик

Вот плывет кораблик мой (руки – «полочка» покачиваются)Он плывет ко мне домой (руки вперед,ладони сомкнуть углом)Крепко я держу штурвал («держать штурвал»)Я ведь главный капитан (4 хлопка)

Медузы

Слова Движения
Две большущие медузы

Прилепились пузом к пузу

Ладони соединяются, пальцы растопыриваются
Выгнем щупальца сильнее –

Видишь, гнуться мы умеем!

Ладони отрываются друг от друга, а подушечки пальцев соединяются

Во время игры в ДОУ или в домашних условиях взрослым следует помнить, что зарядка для пальчиков – это веселое развлечение, а не утомительная обязанность.

На прогулку

Слова Движения
Пошли пальчики гулять Ладони сжимаются в кулаки, большие пальцы двух рук прыгают по поверхности ноги, от бедра к колену
А вторые догонять Указательные быстро перемещаются сверху вниз
Третьи пальчики бегом Средние ритмично передвигаются по ноге
А четвертые пешком Безымянные медленно двигаются от бедер к коленям
Пятый пальчик поскакал Мизинцами имитируются прыжки
И в конце пути упал Выполняются хлопки ладонями по коленям

Пальчики-грибочки

Поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке:

Этот пальчик в лес пошел,этот пальчик гриб нашел,этот пальчик чистить стал,этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот (большой пальчик) — взял, и съел,потому и потолстел!

Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет

Влияние пальчиковых игр на развитие дошкольников средней группы (4-5 лет) заключается в следующем:

  • гимнастика стимулирует запоминание и внимательность;
  • во время игры происходит тренировка мелких движений;
  • ребенок учится слушать и понимать, делить слова на слоги и чувствовать ритм;
  • формируются образное мышление и “речевые зоны”;
  • упражнения способствуют снижению напряжения с мышц верхних конечностей.

Пальчиковые игры для детей 1-3 года

Игры для детей старшего возраста задействуют не только пальчики, но и  запястные, локтевые и плечевые суставы.

Сорока-ворона

Взрослый водит пальцем по раскрытой ладошке ребенка и говорит:

— Сорока-ворона кашу варила,деток кормила:

(поочередно берет пальчик, покачивает его и загибает к ладошке)

— Этому дала,этому дала,этому далаэтому дала,а этому (покачивает посильнее) — не дала!

Ты в лес не ходил,ты дров не рубил,ты печь не топил!Тебе нет ничего!

Часы

(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки).

Мышь полезла в первый разПосмотреть, который час.Вдруг часы сказали: «Бом!»,(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.(Руки «скатываются» на пол).

Мышь полезла второй разПосмотреть, который час.Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.Мышь полезла в третий разПосмотреть, который час.Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Автор записи: mamaexpert

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.